#НОРИЛЬСК. «Северный город» – С 9 по 12 декабря вместе с норильскими зрителями смотрели театральные критики. Эксперты ежегодного краевого фестиваля «Театральная весна» Оксана Кушляева, Владимир Спешков и Алексей Исаев поделились мнением о показах.

Спектакли норильского театра «Иванов» по А.П. Чехову в постановке Марата Гацалова, «Кровавая свадьба» (режиссер Сергей Потапов), «Игроки» по Гоголю (постановка Владимира Смирнова) и «Колчак Полярный» Анны Бабановой рекомендованы к представлению на «Театральной весне» в Красноярске.
Увидеть и оценить претендентов для показа на фестивале к нам приезжали критики Владимир Спешков, Оксана Кушляева и Алексей Исаев. Норильск стал последней территорией в череде фестивальных просмотров по Красноярскому краю.
Задача экспертов – выбрать постановку для фестиваля. В этот раз краевой форум выработал новые правила игры: одни эксперты ездят по театрам в отборочном туре, на самом фестивале работает жюри, определяя победителей (раньше это были одни и те же люди).
То, что наши спектакли совершенно разные, это интересно и «как-то правильно», высказался после просмотров Владимир Спешков.
Критик считает, что единственный театр большого города должен искать (и находить!) на разных художественных территориях, быть своим для зрителей разных вкусов.
«От чеховского «Иванова» Марата Гацалова, где эффектная форма счастливо соединилась с небанальным смыслом и точным разбором, до «Колчака Полярного» главного режиссера театра Анны Бабановой (пьеса Михаила Дурненкова), спектакля настоящего большого стиля с мощным актерским ансамблем», – сказал Владимир Спешков.
Труппа в Норильской драме редкая, роли Якова Алленова, Сергея Ребрия, Николая Качуры, Нины Валенской, Анастасии Черкасовой, Марины Журило, Инессы Талашкевич, Сергея Даданова останутся в памяти, отметили эксперты.
Большое впечатление на критиков произвел спектакль «Иванов» Марата Гацалова – современную интерпретацию произведения А.П. Чехова они назвали «спектаклем глубокого смысла».

По мнению Владимира Спешкова интересно наблюдать за ростом этого режиссера, за тем, как он использует новые формы, в том числе и визуальные. В этой работе отмечены и история, и содержание, и актерское существование, и отработка ролей, особенно роль в исполнении Анастасии Черкасовой, сыгравшей Сару, жену главного героя.
«В «Иванове» нет ни одной неудачной или проходной роли. Следить за игрой актеров второго плана, сидящих за столом по «ту сторону сцены», оказалось эстетическим удовольствием. На примере главного героя здорово подмечено, как выглядит человек в момент кризиса – как «знак» он работает прекрасно, однако потенциал актера в нем непросто увидеть», – сказал критик.
Не человек против общества, а общество против человека: свой символ увидел в этой работе Алексей Исаев. Что касается своеобразного решения постановки – «смычки» экрана и театра, которую активно использует Гацалов в норильском «Иванове», то «следить за этим на протяжении двух часов не всегда получается продуктивно», считает драматург и критик «Петербургского театрального журнала».
Оксана Кушляева в свою очередь заметила, что в «Иванове» норильские актеры чудесным образом транслируют смыслы, заложенные автором и режиссером, и невероятно существуют на сцене в одном ключе «как хорошие американские актеры в хороших Би-би-сишных сериалах»:
«Когда лицо не гримасничает, а живет своей жизнью, – говорит эксперт, – и даже относительно скупая мимика передает, что чувствует тот или иной персонаж».
По остальным работам – номинантам нашего театра также проведен тонкий профессиональный разбор и анализ. В каждой подмечены сильные и слабые стороны, открыты новые актерские имена.

«Игроки» отмечены как отличная работа в плане художественного решения: «когда освоено сценическое пространство и за картинкой интересно наблюдать». Похвалили эксперты мужскую актерскую команду. Что же касается сверхидеи режиссера, то до нее, говорят, «не достучались».
«За каждым персонажем в «Колчаке Полярном» стоит история, судьба, в целом это тоже очень сильная работа, с ее документальным ракурсом, актерской работой и другими показателями достойной постановки о силе человеческого духа», – сказала Оксана Кушляева о спектакле Анны Бабановой.

«Кровавая свадьба» с ее трагическим балаганом, завораживающей смесью жанров, черным и белым клоунами более всех постановок понравилась Алексею Исаеву.
«Понятно, что в финале будет все плохо, но интересно наблюдать, как именно!» – эмоционально признался критик.
Эксперту Спешкову в постановке звезды якутского театра Потапова пришлась по душе драматическая составляющая спектакля: «Что делает эту работу исключительной, так игра зрелых артистов Нины Валенской и Якова Алленова». Он назвал постановку «спектаклем на вырост». Критику не достает энергии, страсти, «любви на разрыв аорты» от молодого состава актеров — по его мнению, главные герои не «отапливают» пространство большой сцены и слегка теряются в общей яркой и насыщенной картинке.

Оксана Кушляева считает, что жанр в «Кровавой свадьбе» немного дает сбои, и одновременно признается, что с любопытством наблюдала за тем, как «устроено вдохновение» якутского постановщика и как в принципе скроен спектакль, где главной героиней стала мать, потерявшая сына и жаждущая мести.
«Где-то чуть-чуть не хватает большого жеста, большой пластики, хорошей мелодекламации, свойственной Лорке. При этом в спектакле происходит много интересных художественных встреч», – отметила критик из Питера.
В целом норильскую «Маяковку», наряду с Красноярским театром драмы имени А.С.Пушкина, эксперты назвали одним из колоссов на театральной карте региона.

Лучшие спектакли будут рекомендованы на «Театральную весну»: краевой фестиваль ежегодно проходит в последней декаде марта, итоги становятся известны к финалу мероприятия, в Международный день театра (27 марта).
Напомним, ведущие театральные критики страны приступили к отбору претендентов на звание лучшего спектакля Красноярского края в ноябре. В конкурсе много номинаций, в том числе на лучшего режиссера, сценариста, артистов первого и второго плана и так далее. За месяц эксперты оценили 45 спектаклей, премьеры которых состоялись в период с 1 января 2020 года по 31 июля 2021-го. Первыми были отсмотрены постановки красноярских театров, следом шли постановки Минусинского, Канского, Ачинского и Мотыгинского драматических театров, Железногорского театра «Золотой ключик», драматических театров Шарыпово и Лесосибирска («Поиск»).
О номинантах станет известно после 15 декабря.

Ранее мы рассказали о том, какое творческое «меню» приготовил театр для норильских зрителей на этот сезон и когда на сцене заполярной «Маяковки» появится предновогодняя премьера «Мадам Рубинштейн» в постановке Анны Бабановой.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.