#НОРИЛЬСК. «Северный город» – События далекого прошлого можно узнать непосредственно из книг Николая Урванцева, географа с мировым именем, нанесшего на карты мира острова архипелага Северная Земля и ставшего свидетелем строительства на мысе Челюскин самой северной в Евразии полярной станции.
К августу 1932-го закончились работы по съемке и изучению Северной Земли, продолжавшиеся два с половиной года. Чтобы нанести на карты неведомые миру очертания островов архипелага, Николаю Урванцеву и Георгию Ушакову пришлось пройти на собачьих упряжках в тяжелейших северных условиях около пяти тысяч километров. Связь с Большой Землей поддерживал радист Василий Ходов, промысловик Сергей Журавлев отвечал за снабжение экспедиции мясом и дичью. Находясь два с лишним года в полном отрыве от цивилизации, все четверо приобрели вид настоящих Робинзонов.
Ночью 13 августа к острову Домашний, где находилась база зимовщиков, подошло судно «Сибиряков», намеревавшееся осуществить сквозное плавание Северным морским путем за одну навигацию.
«В ожидании встречи мы еще накануне тщательно побрились, постригли друг друга и приготовили лучшие городские костюмы. Косматые бороды, лохматые длинные волосы и грязные засаленные костюмы мы считали признаком дурного тона и невоспитанностью квазиполярников, которые, перезимовав в стенах станции, щеголяют своим неряшливым видом и считают его неоспоримым доказательством «арктического стажа», – пишет в своей книге «Таймыр – край мой северный» Николай Урванцев.

«Сибиряков» подошел к берегу, пользуясь промерами глубин, которые сообщили ему североземельцы. Погрузившись в шлюпку, члены экспедиции поднялись на борт корабля, рассказали о проделанной работе и своих наблюдениях над режимом льдов в районе Северной Земли. В результате капитан «Сибирякова» принял решение обойти Землю с севера.
Сибиряковцы тронулись дальше, а к зимовщикам подошел ледокольный пароход «Русанов» с грузом и новым персоналом полярной станции. В задачу этой экспедиции входило также строительство полярной станции на мысе Челюскин и проведение гидрологических работ в проливах.
Закончив выгрузку и взяв на борт четверых членов экспедиции, пароход направился к проливу Шокальского и 21 августа подошел к мысу Челюскин. Началась немедленная выгрузка материалов и строительство станции. 4 сентября постройка была закончена, и команда североземельских зимовщиков смогла отплыть на «Русанове» в Архангельск.
Урванцев уже мечтал о новой экспедиции, а на вновь отстроенной станции на первую зимовку остались десять человек, включая метеорологов, гидролога, геолога, биолога. В 1934 году третью смену полярников возглавил Иван Папанин. Затем здесь вырос целый жилой поселок на 250 человек. Был даже самый северный в стране детский сад, геологическая служба, полярники выращивали свиней, в теплице – зелень и овощи.
Сейчас на станции работают и зимуют всего несколько метеорологов, задача которых – сбор и передача информации по метеорологии, солнечной радиации, гидрологии в Гидрометцентр. Эти данные очень важны. Недаром Арктику называют «кухней погоды». Происходящее здесь влияет на циркуляцию масс воздуха на прибрежных территориях в обоих полушариях.

У крайней северной точки континента Евразии есть еще одна круглая дата: 280 лет назад, в 1742 году, мыс открыл и нанес на карты полярный мореплаватель, офицер флота Семен Челюскин.
Ранее мы писали о школьниках и студентах из Москвы, побывавших на мысе Челюскин весной 2022 года в составе Большой арктической экспедиции Матвея Шпаро, о Пясинской экспедиции Николая Урванцева.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.