#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В Норильске с аншлагом прошла премьера спектакля «Очи черные». В центре внимания – судьбы девушек «двухрублевого» заведения начала прошлого века. Оправдывая каждую героиню-проститутку, режиссер заставляет нас плакать над судьбой человека.
Премьера кабаре-драмы «Очи черные» по повести А.И. Куприна «Яма» в переработке Ярославы Пулинович прошла в Заполярном театре драмы 29 и 30 января. Режиссер постановки – Анна Бабанова.
История о продажных женщинах и проституции как социальном явлении – тема вечная. Только в нашей «Маяковке» к ней обращаются второй раз: первый случился в 2007 году, спектакль в постановке Анатолия Кошелева и художника Михаила Мокрова по пьесе Вячеслава Вербина назывался «Два вечера в веселом доме».
Сейчас главный режиссер норильского театра взялась за работу, знакомую ей ранее — с другими названиями подобные спектакли Анны Бабановой идут в «Русской песне» с Надеждой Бабкиной, театрах Якутска и Кургана. Наверняка в этом литературном материале заложено что-то важное для постановщика – из разряда поиска ответов на сущностные, философские вопросы.
То, что «по долгу службы» выполняют в доме терпимости девицы, решено у Бабановой образами: вполне лаконичными, хотя и довольно дерзкими эпизодами. К проституткам приходят разнокалиберные и характерные мужчины – от безусых юнцов до отвратных старцев с трясущимися руками. «Салон» посещают то импозантный доктор с профосмотром, то пьяные студенты, то туповатый полицейский – как оказывается, также «с особым» визитом.
Публичный дом «прочитывается» как мерзкая западня, однако думающему человеку понятно, что смесь пошлости и брезгливости, вся эта постельно-продажная кутерьма с ее казусами, лживой моралью и чудовищными историями – лишь следствие. Настоящие носители зла – те, кто на зловонной куче собственных пороков создает эту мышеловку для обманутых и слабых. Для Сони, которую в заведение к мадам Шойбес продал собственный муж сразу после венчания, для независимой и дерзкой Женьки, умершей от сифилиса, для мечтательной Верки, простодушной Любки, таинственной красавицы Тамары и других обитательниц «веселого дома». Все они попали сюда не по своей воле, отчасти смирились с участью, но в целом готовы к сопротивлению.
Создается ощущение, что посредством «Ямы» Бабанова высказывает отношение к насилию, преступлению против личности. Для автора в первую очередь важно разглядеть нутро героинь, попытаться найти причину их падения, «размотать» следствие, а уж потом выносить приговор.
Такое решение – позиция, фактически гражданская.
Огромное подспорье в работе над норильской версией «Ямы» оказала команда режиссера. В нее вошли сценограф Фемистокл Атмадзас, хореограф Николай Реутов, художник по свету Игорь Фомин. Над музыкальным оформлением работал Андрей Федоськин. В ролях – почти весь молодой женский состав труппы (Юлия Минкина, Инесса Талашкевич, Евгения Воронова, Евгения Камбалина, Елена Донова, Дарья Дороготовцева, Анастасия Черкасова), а также Сергей и Лариса Ребрий, Варвара Бабаянц, Павел Авдеев, Денис Чайников, Роман Лесик, Александр Глушков, Сергей Даданов и другие.
«Тонко сработала Настя Черкасова, сыгравшая Соню. Как драматическая актриса проявилась Юля Минкина: трагический темперамент – это редкость. Все девочки невероятно точны и вызывают восхищение», – похвалила актрис Анна Бабанова.
По ее мнению, отыграть многие сцены без специального распределения сил для актрис невероятно затратно, и потому им обязательно надо аккумулировать энергию, иначе можно сгореть.
Бабанова определяет жанр постановки как кабаре-драму, на этапе подготовки он значился как мюзикл – в спектакле все время танцуют и поют. Русская песня со свойственной ей широтой диктует и дополняет смыслы.
«Иногда словно включаются пластинки: у нас звучат то Вертинский, то Шаляпин. Старый романс чередуется с современным исполнением, вплоть до джазового. Так время соединяется, «собирается» музыкой», – говорит автор постановки.
Соединить такой силы трагедию с таким жанром – решение более чем смелое. На грани фола, но Бабановой это удается. Стиль ресторанного романса подкрепляет талантливо введенная в спектакль роль Певца. Пластичный и тонкогранный актер норильского театра Николай Качура в сопровождении музыкантов в «оркестровой яме» превращает спектакль в уникальный концерт.
Хиты из репертуара Хоронько-оркестра, блестяще исполненные артистом, реально спасают от тяжелых драматичных эпизодов, в которые погружаешься во время действия. Некоторые сцены «Очей» так накалены, что если бы не музыка и не танцы (спасибо Николаю Реутову), то можно повеситься от тоски и безнадеги. Что, собственно, и делают некоторые герои произведения.
Приближение к эпохе начала ХХ века во многом удалось благодаря сценографу: Фемистокл Атмадзас в сотый раз выручает норильские постановки, выстраивая искомый мир из предметов, сочетаний, фактур и деталей. Будуары, кровати, залы и глухие двери, за которыми творится весь этот ад, созданы бесподобно.
Атмосферу времени воссоздает и художник по костюмам Юлия Михеева. То, во что одеты герои, создавалось по архивным фото и потому максимально достоверно.
«Я шла от мысли автора, – рассказала художник «Северному городу». – Анна Бабанова четко определяла задачу, я только следовала за идеей. Мне было очень интересно в тексте и в контексте. Наверное, поэтому все получилось – и образы героев, актерские и партнерские линии, и общая концепция».
Ранее мы рассказали о постановке русской сказки о Садко от режиссера Тимура Файрузова, о спектакле для малой сцены «Мадам Рубинштейн», а также о том, какие спектакли норильского театра попали в лонг-лист предстоящей «Театральной весны» в марте 2022 года.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.