#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В этом году 17-й горно-геологический форум Minex посетил директор рудника «Скалистый» Андрей Цымбалов. В перерыве между сессиями Андрей Анатольевич поделился своими впечатлениями о мероприятии и рассказал о цифровой повестке самого молодого и инновационного рудника «Норникеля».
– Рудник «Скалистый» называют первым потенциально безлюдным рудником в России. Какие инновации у вас сейчас внедряются?
– Да, это действительно так. У нас уже запущен процесс автоматизированного бурения – на руднике работают две самоходные буровые установки стрелового бурения Sandvick DD422i с интеллектуальной системой управления. Несмотря на то что эти машины пока не могут перемещаться без помощи оператора, процесс бурения они выполняют самостоятельно. После того как машина позиционируется в забое, бурильщик шпуров ее запускает и переключает в автоматизированный режим. Бурение осуществляется в соответствии с загруженным электронным паспортом. Помимо этого, у нас введены в промышленную эксплуатацию беспилотные шахтные автосамосвалы – это инновационный проект и пока единственный в России, чем мы очень гордимся!
– Как вы оцениваете текущие результаты внедрения беспилотных ШАС?
– В целом на отлично! Проект «летает», самосвалы работают и перевозят дополнительную горную массу. Без этой системы нам бы пришлось выставлять на линию дополнительный автосамосвал. А сейчас, благодаря тому что автономная техника выполняет работу без присутствия машиниста шахтного самосвала, мы используем время, когда люди не могут находиться в шахте – это периоды взрывания и проветривания. Но, конечно, есть ряд вопросов, которые еще предстоит решить в процессе эксплуатации.
– Один из таких вопросов – это юридическое оформление новой профессии?
– Да, абсолютно верно. На данный момент в трудовом законодательстве отсутствует такая рабочая специальность как «удаленный оператор машины». Поэтому не все работники рудника имеют право управлять автономной подземной техникой. Для этого необходимо соответствующее свидетельство об обучении, стаж работы в подземных условиях. Кроме того, в Трудовом кодексе существуют ограничения по времени нахождения работника в подземных условиях. Поэтому сейчас беспилотными самосвалами управляет машинист ШАС, который прошел определенную подготовку и обучение и получил сертификат. В ближайшем будущем нам совместно с HR-службой предстоит провести определенную работу на законодательном уровне, чтобы официально ввести новую рабочую специальность.
– Есть ли еще какие-то барьеры на пути внедрения инноваций?
– Цифровая трансформация всегда затрагивает процессы адаптации к изменениям. Вполне естественно, что, когда проект начинался, наши машинисты были обеспокоены вопросами востребованности и будущего своей профессии. По этой причине нам было крайне важно провести соответствующие коммуникации и объяснить, что мы не заменяем полностью людей техникой – в основное технологическое время они продолжат работать, как и раньше. Изменение состоит лишь в том, что этими же силами мы увеличиваем оперативное время. Машинист ШАС, который в этот день назначен для управления самосвалом, в межсменный перерыв спускается в шахту позже, чем обычно, работает в основное технологическое время, а потом поднимается в операторную и дорабатывает смену уже в уютной, комфортной и, самое главное, безопасной обстановке.
– Как вы оцениваете уровень цифровой грамотности ваших сотрудников? Существует ли дополнительная система мотивации?
– В «Норникеле» сейчас активно развиваются образовательные онлайн-платформы – «Академия Норникель», «Цифроникель», проходят даже цифровые турниры. Наши работники понимают, что нельзя отставать от шагов, которые делает сегодня компания. «Технологический прорыв» – это серьезная программа проектов, которая мне лично очень нравится. Она основана на инновационных технологиях, и без движения по этому вектору в горной промышленности нет будущего.
– А каким вы видите будущее горно-рудной отрасли в горизонте 10–15 лет?
– Все крупные форумы и международные события в горнодобывающей промышленности, такие как «Майнекс», проводятся не просто так. Здесь много чего можно почерпнуть. При этом нет таких технологий, которые представлены здесь, но были бы неизвестны «Норникелю». Я считаю, что наша компания – пионер по внедрению инноваций, и на рубеже следующего десятилетия я не вижу абсолютно никакого затишья. Мы взяли планку, которую нужно будет постоянно перепрыгивать. Обязательно нужно пробовать и внедрять новые технологии, обязательно их улучшать. Это необходимо в первую очередь для безопасности производства, для создания комфортных и безопасных рабочих мест.