#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Грузооборот в арктических портах Дудинка и Мурманск растет. Чтобы обеспечить обработку возросших грузопотоков, «Норникель» модернизирует и расширяет инфраструктуру в городах-портах, а также наращивает и обновляет флот.
«Норникель», госкорпорация «Росатом» и АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС, входит в ПАО «НК «Роснефть») заключили соглашение о намерениях совместно проектировать и строить двухтопливный дизель-СПГ-ледокол. Он будет осуществлять ледовую проводку судов, перевозящих грузы «Норникеля» по Северному морскому пути.
О том, зачем «Норникелю» новый двухтопливный ледокол и почему его планируется строить в России, «Ъ» рассказал старший вице-президент, руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения компании Сергей Дубовицкий.
Новый дизель-СПГ-ледокол позволит «Норникелю» заменить ледокол типа «Таймыр», который будет выведен из эксплуатации в 2027–2029 годах.
«Мы очень рассчитываем на то, что к этому времени получится разработать и реализовать отечественный проект, который учтет все наши нужды как одного из ключевых потребителей, – отметил Дубовицкий. – Ключевые параметры, которые нам необходимы: это должен быть мелкосидящий ледокол, предельная допустимая осадка для работы в Енисейском заливе – 9,5 метра. Минимальная достаточная мощность – 35 мегаватт. По габаритам, по ширине еще предстоит определиться. Вероятно, он будет более универсальным, то есть более мощным и, возможно, шире, чем ледокол типа «Таймыр».
Сейчас стоит задача разработать и создать новый тип ледокола – это крупный амбициозный проект. Чтобы ее выполнить, нужна крупная промышленная группа.
Возможность строительства обычного дизель-электрического ледокола рассматривалась и будет рассматриваться, сказал вице-президент.
«Любая двухтопливная технология по определению дороже, чем однотопливная. Но есть экологический аспект, который мы учитываем: СПГ – экологически чистое топливо во всех аспектах. Тем более Арктика – кладовая природного газа. Мы сами являемся достаточно крупным производителем газа, объем наших запасов – более 200 миллиардов кубометров, что позволяет нам рассматривать строительство СПГ-проектов для нужд газомоторного топлива, в том числе для ледоколов и других судов. Другие газовые компании тоже развивают свои СПГ-проекты в Арктике. СПГ-топливо точно будет доступно. По дизельному топливу есть вопросы, связанные с хранением и выбросами диоксида углерода. Но из-за необходимости создания СПГ-инфраструктуры в Дудинке с нуля обсуждения продолжаются: в конце концов нам надо получить рабочее решение».
По словам вице-президента, около двух лет уйдет на проектирование, еще несколько лет – на строительство. На первом этапе нужно сформировать техническое задание.
Разработкой проекта, скорее всего, займется Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, который обладает полным комплексом мощностей – от научно-проектировочных (ЦКБ «Айсберг») до собственно судостроительных мощностей (судоверфь «Звезда»). Но решит этот вопрос «Росатомфлот» как будущий эксплуатант ледокола.
Судоверфь «Звезда» обладает целым набором компетенций и возможностей: здесь сошлись воедино стратегия «Росатома», заинтересованного в развитии отечественного проекта ледокола, и хорошие амбиции «Роснефти», готовой за такую работу взяться.
Задача «Росатома» и «Звезды» – на основе этого проекта создать целую серию таких ледоколов.
На вопрос, почему возникла потребность в новом ледоколе, вице-президент ответил следующее:
«У нас достаточно ограниченное время безледокольной навигации – с конца июня до октября. Остальные полгода мы нуждаемся в ледокольных услугах: прокладке канала в реке Енисей для собственного флота от Енисейского залива до порта Дудинка (участок около 250 морских миль), а также для проводки дополнительно привлекаемых судов с рынка низшего арктического класса».
По замечанию эксперта, «Норникель» обладает уникальным флотом судов ледового класса Arc7. Суда относительно новые, построенные в середине 2000-х годов. Они позволяют решать две задачи: вывоз товарной продукции из порта Дудинки в Мурманск и ввоз товаров в Норильск, с которым нет ни железнодорожного, ни автомобильного сообщений.
Суда ледового класса способны идти самостоятельно через льды Карского моря с требуемой коммерческой скоростью, но при входе в Енисейский залив и реку Енисей скорость судов резко снижается в связи с более твердым пресным льдом, поэтому привлекается ледокол типа «Таймыр»/«Вайгач», который бьет канал, по которому уже курсируют сухогрузы.
«Но за последние два-три года наши потребности во входящих грузах существенно увеличились – это связано прежде всего с нашим инвестиционным циклом и большим объемом негабаритных грузов (оборудование, металлоконструкции и так далее) – и будут значительным образом расти», – заключил Сергей Дубовицкий.
Следует отметить, что на рынке нет судов класса Arc7, есть только более низкого ледового класса, которые надо проводить по западной части СМП (от Новой Земли до порта Дудинка) в так называемой жесткой связке, когда судно стыкуется с ледоколом (встает в вырез в корме ледокола).
Ранее мы рассказали о том, что «Норникель», «Росатом» и ДЦСС договорились о строительстве головного ледокола.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.