#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Журналисты «Северного города» присоединились к норильским экологам, выполняющим одну из последних поездок на уходящей в прошлое передвижной лаборатории, и погрузились в историю их появления на Норильской земле. Следующие такие совместные путешествия будут уже при участии новеньких передвижных экологических лабораторий на базе автомобилей Ford Tranzit с установленными на них более современными газоанализаторами французской формы Envea, имеющими на сегодняшний день репутацию эталонов первого разряда.
Измерять концентрации вредных веществ – для сравнения их с ПДК в целях определения наличия загрязнения атмосферного воздуха в городе – на уходящем в прошлое оборудовании будет сегодня лаборант Марина Шурко. Мы на редакционной машине и просим сопровождать нас в этом историческом вояже заместителя начальника центра радиационно-экологического контроля КАУ Олега Сумишевского и начальника участка контроля атмосферы лаборатории контроля окружающей среды Анну Кукушкину. Наша цель – посмотреть, что происходит с вредными газами в городе сегодня, а также выспросить, с чего в НПР начинался мониторинг атмосферы с помощью передвижных лабораторий.
Сегодня дует «плохой» для летнего города северо-западный ветер, визуально факел от Медного завода развернуло на город, и Марина командует водителю ехать на пост, находящийся на Набережной Урванцева. На окраины города газ прилетает быстрее всего.
Площадка у храма Святителя Луки на Набережной – интересное место. Прямо по курсу – озеро Долгое и Шмидтиха – начало истории города и «Норникеля». Панорама располагает, сев на бетонный стул – арт-объект художника Олега Осьмука, – вспомнить истории столетней давности: заявочные столбы купца Сотникова, экспедиции геолога Урванцева, строительство комбината заключенными. Левее – Старый город и переставшие дымить пять лет назад трубы Никелевого завода. Теперь при южном ветре на город не несет вредных выбросов. Прошлым летом горожанам повезло: со второй половины июня преобладали как раз южные ветра, и площадка возле храма Святителя Луки пользовалась большой популярностью. Сюда приходили гулять, прямо на улице проводились занятия фитнесом, буйно цвел нетипичный для Севера белый и розовый клевер. Что будет в этом году? Как поведет себя роза ветров?
Запаха газа в воздухе пока практически нет, но сегодня наконец потеплело, уже не плюс 4, а плюс 14, и северо-западный ветер сулит перемены. Справа на горизонте дымят трубы Медного завода, строительство которого так близко от города в 1940-е годы главный архитектор проекта Норильска Непокойчицкий назвал «волюнтаристским решением». К возражениям архитектора не прислушались, и теперь газ может быстро долететь до селитебной зоны.
Площадка у храма – один из подфакельных постов центра радиационно-экологического контроля КАУ (а всего их более двадцати), и сегодня вместе с экологами мы наблюдаем за факелом от заводских труб Медного завода, устремившимся к городу. Сильный ветер несет сюда и факел от Надеждинского завода, что случается значительно реже, так как завод далеко от Норильска.
Марина включила газоанализаторы и берет пробу воздуха сначала на Набережной, затем на окраинной улице Нансена, куда переезжает лаборатория. Газоанализатор показывает содержание диоксида серы в воздухе уже через 20 минут. Подозрения подтверждаются: действительно, начинается газовая атака из-за неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), о чем Марина немедленно сообщает на Медный завод и НМЗ. Предприятия максимально быстро меняют технологические режимы и приостанавливают работу печей, но газ уже принесло в город и неприятный привкус в воздухе исчезает только ближе к вечеру. Вопрос Олегу Сумишевскому:
– Олег Станиславович, северный ветер дует уже несколько дней, а газ в воздухе не ощущался. В чем дело?
– Значит, факел шел высоко и было холодно, а сейчас солнце согревает приземные слои и за счет явления инверсии происходит резкий подъем теплого воздуха вверх и замещение его холодным. И вот холодный воздух с верхних слоев атмосферы толкает факел вниз.
– Иногда бывает непонятно, газ за окнами или туман.
– Да, многие жители нашего города путают по визуальным наблюдениям газ с инверсионной дымкой (туман), которая ухудшает прозрачность атмосферы, и всем кажется, что это загрязнение.
– Еще не появилось технологий, которые давали бы прогнозы так точно, чтобы на Медном заводе и «Надежде» заранее приостанавливали агрегаты?
– Сводка о неблагоприятных метеорологических условиях к нам поступает из «Росгидромета», она передается в Заполярный филиал: диспетчерам заводов, диспетчеру комбината и на наш участок. Сводка предсказывает направление ветра, который может создать неблагоприятные метеорологические условия, но предсказать, пройдет ли факел в высоких слоях атмосферы или будет его опускание в приземные слои, – невозможно.
– Почему норильчанам «повезло» именно с диоксидом серы?
– Потому что наши руды относятся к группе сульфидных и в процессе плавки как раз и образуются серосодержащие газы, и в частности диоксид серы. И очистка промышленных выбросов направлена на утилизацию именно этих газов. Уже осуществленный в НПР проект по производству элементарной серы в свое время связал достаточно большие объемы серы и прекратил ее выделение в атмосферу в виде диоксида серы больших объемов, на очереди – «Серный проект». Закрытие Никелевого завода также поспособствовало улучшению экологии и привело к сокращению выбросов загрязняющих веществ до 30 процентов. Теперь мы не боимся южного ветра.
– Давайте вспомним, что стало отправной точкой создания передвижных лабораторий. Наверное, это диктовали федеральные правила?
– Конечно. Каждое предприятие, оказывающее негативное влияние на экологические объекты: природные воды, атмосферный воздух, почвы, – должно осуществлять производственный контроль. Это законодательное требование по охране окружающей среды. И по этой причине участок контроля атмосферы получил свое развитие.
– Старые машины списывают, потому что вышли сроки эксплуатации?
– Конечно, они же используются в достаточно жестких климатических условиях, в круглосуточном режиме, то есть каждая передвижная лаборатория каждый день работает в течение 12 часов.
– С какого оборудования все начиналось?
– в 1994 году на участке контроля атмосферы появились первые машины, в которых лаборанты перемещались по точкам контроля, они не имели автоматических газоанализаторов. Там применялись жидкие поглотители, и потом их передавали в химическую лабораторию, где проводился анализ. Такой подход не позволял оперативно получать информацию о состоянии атмосферного воздуха в городе и не давал возможности быстрого реагирования заводов на загрязнение. Эта проблема стала отправной точкой для поиска решений по оперативности получения результатов о загрязнении атмосферы. Развитие во всем мире физических методов анализа и конструирование анализаторов по измерению газообразных веществ сделали возможным совершить нашей компании прорыв в производственном контроле по оперативному регулированию загрязняющих атмосферный воздух веществ.
– Когда произошел прорыв?
– В 2004 году появились передвижные лаборатории на базе наших «Газелей», там уже были автоматические газоанализаторы: два французских фирмы Seres, при помощи которых измерялись серосодержащие газы и оксиды азота, и газоанализатор советского производства «Элан», с его помощью измеряли монооксид углерода. Эти машины работали до 2011 года, когда были закуплены две новые передвижные экологические лаборатории, произведенные фирмой «Автолаб» в Санкт-Петербурге на базе автомобилей «Форд», полностью снабженные французскими газоанализаторами фирмы Envea. Эти передвижные лаборатории тоже уходят в прошлое, с начала июля их заменят новые, с более совершенными газоанализаторами.
– Эти газоанализаторы с устоявшейся репутацией?
– В YouTube можно увидеть, как происходит наблюдение за чистотой воздуха в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Там на стационарных постах наблюдений и передвижных лабораториях широко применяются такие же газоанализаторы фирмы Envea.
– Выбросов хватает везде?
– Абсолютно чистых городов в мире нет, задача, стоящая перед человечеством во всех направлениях, – связать эти загрязняющие вещества и прекратить их доступ в атмосферу.
– Или остановить все производства. Но тогда люди останутся без работы: перейти на натуральное хозяйство и стать фермерами захотят не все.
– А современное человечество к этому не готово. Все развитие технологий связано на данный момент с чем?
– С потреблением?
– Да, произвести продукт, необходимый для обеспечения благосостояния населения нашей планеты, по максимуму ограничить негативное воздействие на окружающую среду. Раньше стояла только одна задача – обеспечить население, сейчас стоит вторая: сократить выбросы. Посредством чего? Внедрением нового очистного оборудования, внедрением новых технологий по очистке сточных вод и промышленных выбросов в атмосферу, ограничением масштабов образования отходов и обустройством мест их хранений, предотвращением загрязнения морей и океанов судами, сохранение биоразнообразия. Вот все это и составляет основные направления деятельности нашей компании по реализации экологической политики.
– В НПР этим нормам следуют?
– Государство понимает, что металлургическое производство на сегодняшний день будет осуществлять выбросы, и государство устанавливает лимиты, сколько можно выбросить. Вот в этом и есть регулирующая роль государства – ограничить выбросы, и таким образом это является рычагом воздействия на производителей металлов, в данном случае на Заполярный филиал. Металл производите, но вот вам лимиты для сбросов при выпуске этого металла.
– А автомобили? Сколько от них вредных газов.
– Сейчас автомобильная промышленность широко применяет катализаторы, которые приводят к полному окислению углеводородов, содержащихся в жидком топливе, в газообразном топливе, а также очистные блоки: это волокнистые и пористые материалы, которые способные связывать вредные вещества в выхлопных газах. Вторая тенденция – это переход на экологически чистое топливо, водородное, потому что в результате сжигания водорода образуется вода, которая не является вредным веществом. Или электромобили, они, конечно, более экологичные в сравнении с автомобилями, работающими на углеводородном топливе, потому что там подзарядка герметичных аккумуляторов происходит от электросети. А откуда эта электроэнергия? Из розетки. В розетку она приходит от чего? От гидроэлектростанции, там уже своя экологическая составляющая. У атомных электростанций – своя.
— Опять не все гладко. Но на лошадей и повозки мы уже не пересядем?
– Человечество стоит на другом этапе своего развития: научно-техническая революция дала свой толчок для всех видов развития именно техники.
– Какая польза экологам от цифровизации?
– Если судить по передвижной экологической лаборатории, цифровизация, конечно же, это обработка аналитического сигнала, полученного из аналитической ячейки газоанализатора. Он преобразуется в электрические сигналы, которые обрабатываются и превращаются в цифровое значение концентрации загрязняющего вещества в атмосфере. Если мы вернемся назад, до 2004 года, когда на участке атмосферы не применялись автоматические газоанализаторы, а применялись жидкие поглотители-реактивы, то эти растворы необходимо было утилизировать после количественного химического анализа. Это неприятная составляющая самого процесса химического анализа. А сейчас такого нет.
…Наше путешествие с экологами и ответами на вопросы закончено. Следующая поездка будет уже на новенькой машине, оснащенной более современными газоанализаторами Envea. Такие же стоят во ВНИИМ имени Д.И. Менделеева как эталоны первого разряда, их покупает Институт физики атмосферы для охраны чистоты уникального озера Байкал. Эти же приборы ставили по программе уничтожения химоружия на шести объектах России. Новая Е-серия приборов, установленных в машинах Ford Tranzit, рассчитана минимум на десять лет эксплуатации. Газоанализаторы оснащены микросхемами и контроллерами самого современного поколения, улучшенная электронная база уменьшила массу и потребление энергии, улучшилась цифровая обработка. Еще один плюс новых приборов – погрешности при измерениях уменьшились с 20 до 15 процентов.
Ранее мы писали о прибытии в Норильск новых передвижных лабораторий.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.