#НОРИЛЬСК. Северный город — «Медиашкола в Заполярье» компании «Северный город» в дни проведения турнира по керлингу в Дудинке работает «в полях». Буквально в режиме онлайн школьники под руководством Игоря Попова оттачивают репортерские навыки. Сегодня ребята взяли интервью у Ильи Авербуха.
Знаменитый фигурист и постановщик великолепных ледовых шоу Илья Авербух в этом году добрался до заснеженной майской Дудинки, чтобы срежиссировать церемонию открытия традиционного турнира по керлингу WCT Arctic Cup 2021. Получилось феерически – как и всегда у этого блестящего ледового художника. С танцами коренных народов Севера, огненным шоу, шаманом и выступлением певицы Манижи, которое явно превзошло недавнее на Евровидении.
Сразу после церемонии мастер должен был уезжать, поэтому с прессой практически не общался, и только студентам «Медиашколы Игоря Попова в Заполярье» неслыханно повезло: мы просто пришли обедать в то же кафе, где перед отъездом подкреплялся Илья, и, подождав, когда он освободится, задали мэтру несколько вопросов. Илья Изяславич! Огромное спасибо, что пожертвовали для нас своим временем и компотом!
– Илья Изяславич, поскольку мы с вами все-таки в кафе, скажите, пожалуйста, вы пробовали сугудай?
– К сожалению, я не знаю, что это такое. Видимо, рыба какая-то?
– Да, это блюдо, состоящее из сырой северной рыбы, лука и специй. На самом деле очень вкусно! Фирменная фишка Таймыра. Попробуете – и уже не забудете!
– Спасибо! Прямо сегодня вечером и закажу! Я вообще-то люблю пробовать что-то новое.
– Вы снимались в кино, играли самого себя в фильме «Жаркий лед». Вы очень харизматичны. Кинокарьера вас не манит?
– Сняться в одном фильме – это еще ничего не значит. Хотя, наверное, каждый из нас в глубине души представляет себя актером, мечтает играть. Кажется, что все так просто, но у меня вышло не совсем так. Актерский труд – это сложная история, нужно иметь подлинный талант. Моя работа в кино стала разочарованием для меня. Я абсолютно четко понял, что актерство не имеет никакого отношения ко мне. Я действительно попробовал войти в кадр, но понял, что не мое, и быстро ушел оттуда. Мне гораздо гармоничнее находиться за кадром. Каждый должен заниматься своим делом – тем, к которому есть призвание. Мне нравится быть чуть в тени, но при этом ставить другим интересные творческие задачи. Другие люди, которые, наоборот, любят выполнять чужие задачи и делают это талантливо, – вот они как раз актеры.
– Как считаете, вам в жизни больше помогает удача или ваши способности и таланты?
– Удача всегда сопутствует тому, кто по-настоящему вкалывает, пытается реализовать свои начинания. Под лежачий камень вода не течет – это совершенно справедливо. Удача сама собой никогда не приходит. Она некое вознаграждение за то, что ты вложил с самого начала. Если брать мой жизненный путь… В начале дороги я решил сделать свое ледовое шоу. Это был небольшой ледовый проект. Тогда это было очень смело и для меня самого неожиданно. Но я в него вложился, привлек больших фигуристов, наших замечательных чемпионов, искал и находил деньги. А потом благодаря этому шоу меня пригласили на Первый канал делать «Ледниковый период». Когда он вышел, это стало огромным потрясением для страны, люди очень тепло его приняли. Именно тогда я ввел правило некой драматургии номера, когда каждое выступление рассказывает на льду свою историю. И это сыграло! Но, конечно, то, что мне позвонили с Первого канала, – именно большая удача, ведь позвать могли кого угодно. С другой стороны, мое шоу стало рычагом этого выбора. Получилось, что я что-то вложил – и удача мне улыбнулась. Удача необходима, но она приходит к трудящимся людям.
– Вам удалось приехать со своим ледовым шоу в Норильск только со второго раза. Как вам город, публика? Что вы про нас поняли?
– Действительно, совсем недавно в Норильске выступали мои ребята, но, к сожалению, без меня. Более того, я и сейчас пролетел мимо Норильска – сразу отправился в Дудинку. Сегодня вечером надеюсь пару часов провести в Норильске и хоть немного его посмотреть. Но кое-что мне про Таймыр уже открылось. У норильчан и дудинцев есть особенное понимание мира, какой-то более философский взгляд на всю суету, которую мы привозим к вам с материка.
– У вас очень плотный график. Как вам удается справляться со стрессом и напряжением?
– График действительно напряженный. За последнюю неделю у меня было больше пяти переездов и перелетов. Но ведь так интереснее существовать! Поэтому я не жалуюсь. Просто очень важно уметь распределять время. И помнить, как быстро оно идет. Так что ведите активный образ жизни! Копайте, ищите, дерзайте, пока есть силы!
– Вы знакомы с множеством выдающихся фигуристов. Кто, по вашему мнению, больше других ассоциируется с Русским Севером, с характером полярника?
– Очень интересный вопрос! И сложный… Дайте подумать… Наверное, Маша Петрова и Леша Тихонов. Они без шелухи, настоящие, открытые, спокойные, уравновешенные, доброжелательные. Как северяне. С ними всегда комфортно общаться. За 18 лет знакомства я не помню ни одного хотя бы мелкого конфликта.
– У нас в Дудинке есть известная пока что в узких кругах музыкальная группа. Мы приглашаем вас стать нашим барабанщиком! Что скажете?
– Ребята, знаете, пожалуй, все же нет. Я совсем не слышу музыку. То есть у меня какой-то внутренний ритм есть, за счет чего я и ставлю программы, но отличить фальшиво звучит или нет, я не смогу. Но барабаны очень люблю использовать в своих спектаклях, например, в постановке «Кармен» я хотел воспроизвести некую «дуэль» между барабанщиком и Алексеем Ягудиным.
– Свидетелем какого исторического события вы бы хотели стать?
– Многих, в том числе политических. Но и бытовых тоже. Было бы забавно посмотреть, как познакомились мои родители! Но, честно говоря, я не люблю сослагательное наклонение. Меня часто спрашивают: «вот, если бы…». Это в принципе бесперспективная тема: что там поговаривать, дело уже сделано, и философствования на эту тему просто трата времени. Даже если я где-то ошибся, я делаю выводы, но стараюсь не ковыряться в прошлом.
– Правда ли, что все профессиональные спортсмены – частые гости поликлиник?
– Профессиональный спорт – это, конечно, работа на грани своих возможностей. Ты вытягиваешь из себя весь максимум. Некий потенциал здоровья заложен в каждом человеке. Все зависит от того, как ты его реализуешь. Израсходовал больше в детстве – дальше, соответственно, остается меньше сил. Но, с другой стороны, все компенсируется усердными тренировками. Большой спорт – огромный стресс. С самого детства спортсменов запускают в эти соревновательные жернова. Когда мы снимали «Ледниковый период. Дети», меня часто критиковали за жесткие тренировки участников. Но ведь независимо от возраста любой спортсмен ежедневно сталкивается с жесткой конкуренцией, и это тренирует его стрессоустойчивость, его способность к борьбе. Поставить красочное открытие турнира по керлингу – тоже стресс, надо выложиться максимально, чтоб все пазлы сложились как надо. Плюс ты должен уметь вселять уверенность в свою команду. Все нити у тебя, если тебя мандраж охватит – развалится буквально все. Поэтому спорт – настоящая закалка и тела, и духа.
– Довольны вы своей работой здесь, в Дудинке?
– Да, получилось достаточно современно, темпово, органично, не пережато. Мне хотелось сделать больше европейское мероприятие, где одно сменяет другое, а ведущие нужны, чтобы просто связать все элементы воедино. Нашей задачей было привлечь внимание зрителя и удержать его, ввести в космическое состояние, поэтому мы пошли на эксперименты, объединив номера выступающих коллективов.
– Приглашение Манижи – ваша идея?
– Нет, но режиссура ее номера, все проекции, хореография, полет на платформе – наши изобретения. Мне понравилось, как она работает. Я не до конца понял песню, но мне нравится ее энергетика, ритм, современность, профессиональность. Эклектика сработала во благо. Вообще сейчас крайне сложно вырваться на эстраду, заявить о себе так, чтобы это не была дежурная сладкая попса. Маниже удалось.
– Вы ведь, кажется, не учились режиссуре?..
– Да. Но мне это нравится, я много читаю, смотрю, перенимаю. Я не оканчивал ГИТИС, но я постоянно копаю, пересматриваю свои и чужие работы, чтобы найти и разобрать ошибки или почерпнуть новые идеи. Это безумно интересно! Вот, скажем, номера «Ледникового периода» – это такие бабочки-однодневки; вспыхнули и пропали, поэтому ты погружаешься в эту суету, где постоянно требуется новое, и быстро. Совершенствоваться приходится на ходу.
– Большое спасибо, Илья Изяславич! Удачи вам во всем!
– И вам спасибо, ребята!
Вопросы задавали студенты «Медиашколы Игоря Попова в Заполярье». Записали Софья Кононова и Александра Щелкунова.
Все материалы о турнире читайте в нашем приложении