#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Канаты длиной почти десять тысяч метров и весом более 140 тонн стоят миллионы и требуют бережного обращения. Они будут спускать на двухкилометровую глубину и поднимать наверх клеть с горняками и технологическими грузами. Ввод оборудования СКС-1 в эксплуатацию запланирован на четвертый квартал 2021 года.
Сейчас на «Скалистом» действуют три ствола, которые обеспечивают добычу на глубине 700–900 метров: ВС-9, ВЗС-1 и ВСС-1, ими вскрывается шахта «Верхняя». Главные подземные клады зарыты ниже, в шахте «Глубокая», и добраться до них помогут самые глубокие в Евразии стволы ВС-10 и СКС-1 – гордость «Норникеля». Строительство стволов и ввод в эксплуатацию осуществляет компания Thyssen Schachtbau.
![На скипо-клетьевом стволе рудника «Скалистый» приступили к навеске канатов клетьевой машины На скипо-клетьевом стволе рудника «Скалистый» приступили к навеске канатов клетьевой машины](https://sgnorilsk.ru/uploads/catalog/92-ea9792ac80.jpg)
Вентиляционный ствол №10, предназначенный для проветривания подземных выработок, достиг проектных 2056 метров в сентябре 2018 года. Здесь смонтировали главную вентиляционную установку фирмы Holden, навесили клеть и скипы. Сейчас ведется переоснащение ствола СКС-1 глубиной 2050,5 метра, проходка которого завершена в январе 2020-го. Работами руководят шеф-инженеры Thyssen Schachtbau, Metec Systemes и Siemag Tecberg.
СКС-1 предназначен для подъема на-гора богатой и медистой руды глубоких залежей Талнахского и Октябрьского месторождений, а также для проветривания подземных выработок с возможностью подогрева-охлаждения подаваемого воздуха. Так же как и ВС-10, СКС-1 «закован» изнутри в бетонную броню толщиной полметра – для надежности и защиты от воды. Руда будет грузиться в скипы, клеть предназначена для спуска-подъема горняков, материалов и оборудования. Работы по переоснащению СКС-1 на постоянный период идут полным ходом.
«В стволе уже установлены металлические направляющие проводники, по которым будут двигаться клеть, скипы, противовесы, – рассказывает руководитель дирекции по развитию рудника «Скалистый» Игорь Костенко.
![На скипо-клетьевом стволе рудника «Скалистый» приступили к навеске канатов клетьевой машины На скипо-клетьевом стволе рудника «Скалистый» приступили к навеске канатов клетьевой машины](https://sgnorilsk.ru/uploads/catalog/90-95b0bd2283.jpg)
«Смонтировано в общей сложности более 1600 тонн металлоконструкций. Специалисты подрядных организаций демонтировали проходческое оборудование, проложили проектные инженерные коммуникации: пожарный трубопровод, трубопроводы сжатого воздуха и зумпфового водоотлива, кабельные линии для питания подземных потребителей, выполнили монтаж и пусконаладочные работы клетьевой и скиповой подъемных установок постоянного периода».
Принцип работы клетьевой подъемной машины такой же, как у обычных лифтов, только они вместительнее (СКС-1 грузоподъемностью 20 тонн рассчитан на 80 человек).
Ствол СКС-1 очень глубокий, соответственно, на клетьевую подъемную машину навесят четыре головных каната длиной 9600 метров и три уравновешивающих каната длиной 6690 метров общим весом 140 тонн – называет впечатляющие цифры Игорь Костенко. Канаты выполнены по уникальной технологии, сверхпрочные, так как вместе с полезным грузом (клетью или скипом) им предстоит поднимать с глубины почти 2000 метров еще и собственную массу.
![На скипо-клетьевом стволе рудника «Скалистый» приступили к навеске канатов клетьевой машины На скипо-клетьевом стволе рудника «Скалистый» приступили к навеске канатов клетьевой машины](https://sgnorilsk.ru/uploads/catalog/94-ab5fbefcd9.jpg)
Навеска таких громадин – очень ответственная, тонкая и тяжелая процедура. Помимо монтажа канатов предстоит собрать воедино все оборудование, монтируемое в сечении ствола (клеть, противовес, канаты с прицепными и подвесными устройствами). Стоят канаты миллионы, и нельзя повредить ни одну проволочку, из которой они свиты.
Для навески используют впервые применяемую в НПР мощную мобильную фрикционную лебедку массой 160 тонн. Чтобы привезти ее на рудник, потребовалась целая операция, начиная от разборки в морском порту Роттердам, доставки в Дудинку, заканчивая поузловой сборкой в цеху «Норильскникельремонта» и доставкой до площадки ствола СКС-1. Завершение работ планируется в третьем квартале, после чего подрядчики займутся навеской канатов на скиповой подъемной машине. Общая масса смонтированного оборудования скиповой машины – около 500 тонн, длина головных канатов – 9400 метров, общая масса – 108 тонн. Скиповая машина необходима для подъема руды с шахты «Глубокая».
Завершение работ по строительству комплекса СКС-1 и ввод его в промышленную эксплуатацию намечены на четвертый квартал 2021 года. Производительность ствола по проекту составит полтора миллиона тонн руды в год.
Общая стоимость контрактов на строительство ствола и поставку комплекса оборудования – порядка 570 миллионов евро.
![На скипо-клетьевом стволе рудника «Скалистый» приступили к навеске канатов клетьевой машины На скипо-клетьевом стволе рудника «Скалистый» приступили к навеске канатов клетьевой машины](https://sgnorilsk.ru/uploads/catalog/93-d694e7d7c8.jpg)
Ранее мы рассказывали об окончании строительства ВС-10, об окончании проходки СКС-1, о соединении сбойкой рудников «Комсомольский» и «Скалистый»
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.