#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Руда, уголь, золото… На семейных фото в шахтерских касках с фонарями можно увидеть не только мужчин, но и женщин, связанных с добычей полезных ископаемых. В Норильске любовь к механизмам привела мужчин этой семьи в шахтостроительное специализированное управление механизации горных работ (ШСУ МГР) Заполярной строительной компании – генерального подрядчика «Норникеля» на проходке рудников ЗФ.
В МГР ЗСК работают три представителя семьи Коротенко: Роман Николаевич, в прошлом проходчик, сейчас машинист подземных самоходных машин; его жена Татьяна, по профессии ламповщица, и их сын Денис, главный энергетик.
Родом они с Донбасса, из города Кременная Луганской области, где в угольной шахте трудилось много шахтеров по фамилии Коротенко. Неонила Васильевна, бабушка главного энергетика, подтверждает:
«И бабушка, и дедушка Дениса, и отец, и брат отца родной – все шахтеры. Дедушка Дениса, мой муж, сначала на шахте 15 лет крепильщиком отработал, а потом уехал в Магаданскую область на добычу золота. Это было при Советском Союзе.
Иван, прадед Дениса, работал в шахте горным мастером, второй прадед, Василий, был начальником участка.
Прабабушка Мария отработала на шахте 15 лет, получала шахтерскую пенсию».
Фото прекрасной прабабушки в шахтерской экипировке с самоспасателем на плече сохранилось в семейном архиве.
Сама Неонила Васильевна 38 лет проработала на мебельной фабрике начальником участка и пять лет выдавала шахтерам светильники и жетоны в ламповой. Имеет награды за доблестный труд.
Трудиться умел и прапрапрадедушка Дениса, Проня, дополняет список Роман Николаевич Коротенко. При советской власти Проню сгоряча определили в куркули, отобрали сеялки-комбайны, но потом разобрались, что просто очень работящий, и все вернули назад. Стал Проня колхозником.
В Норильск Роман и Татьяна Коротенко вместе с 11-летним Денисом перебрались в 1999 году. Глава семьи сначала устроился в компанию СВЭМ электромонтером, потом попал в ЗСК.
«На Украине я работал в шахте проходчиком, ремонтировал электровозы – я специалист по этим АМ8Д, перебирал, разбирал, полностью знаю электрику, от А до Я. Сейчас работаю машинистом ПСМ – подземных самоходных машин, на вспомогательной технике. На подземном автобусе людей возил, на миксере – бетон, на заправщике солярку вожу. Что начальник скажет, то и делаю», – рассказывает Роман Николаевич.
Механизмы ее сын полюбил с детства, извлекает на свет некоторые факты Неонила Васильевна (да здравствуют мессенджеры, соединяющие города и страны!), переходя на певучую украинскую лексику:
«В школу диты сдают металлолом, а он оттуда повыбирает фары, двигатели – веломашины собирал, они сами ездили, светомузыкой увлекался, мастер – золотые руки, на что ни глянет, все сделает. И Денис пошел в отца».
Денис Коротенко – главный энергетик управления механизации горных работ.
Ему 33 года, отец двоих сыновей, адепт экстремального мотоспорта Нard Еnduro.
Главным энергетиком ШСУ МГР Денис стал пять лет назад. Начинал как автомеханик, работал в проходке; когда познакомился с техникой, перевелся в управление механизации горных работ. Увлечение энергетикой поменяло специализацию – стал электромехаником. Потом попал в отдел к главному энергетику.
«Он меня и порекомендовал на должность главного энергетика», – поясняет Денис.
Электричество при проходке горных выработок нужно в первую очередь для работы буровых установок. Заезжают они к месту проходки своим ходом (кроме «Роббинсов»), а работают, грубо говоря, от «розетки».
«Буровые установки в шахте – пионеры всего технологического процесса, поэтому электрооборудование всегда должно было в исправном состоянии. В мои обязанности и входит контроль за его работой», – лаконично формулирует главную суть своих обязанностей главный энергетик.
Веяния в части бережливости и повышения эффективности, конечно, коснулись и ЗСК, в том числе сферы, к которой имеет отношение Денис Коротенко. Одно из последних новшеств – замена отечественного кабеля, питающего электроустановки, на итальянский, с более прочной изоляцией.
Вся подземная техника в ЗСК полностью перешла на светодиодные фары, с ними освещенность больше, энергии тратится меньше, рассказывает Денис.
А вот у проходчиков-шахтостроителей, которые прокладывают дорогу горнякам, единственным средством освещения являются головные светильники. И заколы после взрывных работ они сбивают исключительно при свете шахтерских фонарей. Выдает эти фонари мама главного энергетика Татьяна, работающая в ламповой.
Мужчины из рода Коротенко любят самые разные движущиеся механизмы. Первый мопед, еще советский, Денису купили в детстве.
В Норильске увлечение двухколесной техникой приобрело экстремальный оттенок. Здесь он вступил в ряды фанатов мотоспорта под названием Нard Еnduro (hard переводится как «трудный», «жесткий», «тяжелый», indurare означает – «вынести», «выдержать»).
Наступает лето – время сесть на легкий кроссовый мотоцикл и вместе с друзьями промчаться по таймырским горам-ухабам, преодолевая кучу препятствий. Hard Enduro Taimyr – компания самых северных гонщиков-эндуристов.
На страничке Дениса в Instagram так и сказано: «Дальше только белые медведи и Северный полюс». Пока норильские эндуристы добрались до озера Ергалах и подумывают о превращении мотоциклов в снегоходы: впереди лыжа, позади гусеница, – чтобы продлить кроткий летний сезон.
В семье Дениса Коротенко продолжается семейная традиция растить мобильных, легких на подъем мужчин. Начинать лучше с пеленок. Родители отдали старшего сына на грудничковое плавание с трех месяцев, сейчас он продолжает занятия этим видом спорта. Елена работает в садике физинструктором, учит детишек плавать, и с младшим занимается уже сама. Hard Еnduro – мужской вид спорта, но спортивная мама может запросто сделать мостик в тех же горах, которые штурмует на мотоцикле ее муж. Такое фото можно найти на страничке Елены в Instagram.
Ранее мы рассказывали об уникальных технологиях, которые применяют в ШПУ-5 ЗСК и молодом проходчике Заполярной строительной компании Парвизе Гулузаде.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.