#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Уникальный автоматизированный комплекс пробирной плавки скоро запустят в контрольно-аналитическом управлении (КАУ) на промплощадке Надеждинского металлургического завода. Весь процесс от шихтования до измерения будут проводить роботы. Такой системы с двойной купеляцией нет ни на одном производстве мира.
Современные технологии постепенно внедряются не только в обычную жизнь людей, но и в производственные процессы. «Норникель» решил перевести в автоматическое русло участок пробирной плавки КАУ. Но прежде чем перейти к роботам, поговорим о людях. О тех, кто сейчас занимается данным процессом, пока в соседнем помещении идет подготовка к запуску роботизированной системы.
Знакомьтесь, плавильщик шестого разряда Роман Максимов. На участке пробирной плавки КАУ НМЗ он работает с 2016 года. Перешел сюда с Никелевого завода, там в плавильном цеху отработал 25 лет. Специальный защитный костюм от высоких температур, маска и рукавицы – обычная рабочая униформа для Романа.
«После плавильного цеха Никелевого завода меня сложно чем-то удивить. Здесь намного легче работать, чем на прежнем месте. Но здесь есть свои тонкости и нюансы. Так, в КАУ требуется аккуратность и внимательность. Нужно не запутаться в пробах, они все пронумерованы. В печь пробы нужно поставить четко по порядку и так же их вынуть оттуда. Измельчаются, а также вносятся в бумажные и электронные документы пробы тоже в нужной последовательности», – рассказал Роман Максимов.
В таком деле не обошлось без русской смекалки – чтобы не путаться в номерах проб, в печь их ставят в шахматном порядке. Так, чтобы достать пробу под номером три, сначала придется взять первую, а затем вторую.
Ну а для чего вообще нужен весь этот процесс? С помощью пробирной плавки в норильских рудах измеряется концентрация драгоценных металлов. Но так как их наличие настолько мало, что обычным масс-спектрометром не обнаружить, пробы приходится обогащать.
Сначала пробу руды, которая имеет порошкообразную форму, смешивают с шихтой, тщательно перемешивают и высыпают в бумажные кульки. На одну смену требуется 80, а иногда и 100 таких кульков.
Дальше их помещают в разогретые тигли (формы) и отправляют в печь. Этим как раз занимается Роман Максимов. При температуре 1200 градусов смесь плавится почти час, в итоге получается шлак, куда попали все металлы и обогащенный штейн. В него входят платина, палладий, родий, рутений, иридий, серебро и золото.
«Полученный штейн измельчается на мельнице и проходит анализ в аналитической лаборатории. Здесь материал растворяют в кислотах (смесь соляной и азотной кислот). Потом его замеряют на масс-спектрометре или эмиссионном спектрометре. Обычно весь процесс от шихтования до измерения занимает от пяти до восьми дней», – отметил начальник участка пробирной плавки КАУ Григорий Баландин.
С запуском автоматизированного комплекса пробирной плавки весь цикл будет занимать всего два часа. Да и понадобится для этого только один человек, который будет контролировать работу системы. Монтировать ее начали в ноябре прошлого года. С января 2021-го идут опытно-промышленные испытания. Проект получился интернациональный, в нем задействованы специалисты из Южной Африки и Москвы.
«Первая часть этой системы для проведения пробирного анализа разработана немецкой компанией HERZOG. Аналогичный комплекс с 16 роботами работает в ЮАР, – рассказывает руководитель проекта из ЮАР Терри Бланш де-Йонг. – Контрольно-измерительные приборы из Швейцарии. Система двойной купеляции была разработана и сконструирована впервые именно для КАУ специалистами компании FLSmidth в Южной Африке. Также данный проект сопровождает компания «Термо Техно Инжиниринг», которая является представителем России в этом проекте», – добавил специалист.
Разрабатывался такой масштабный проект три года. В целом всю работу, которую предстоит выполнять автоматизированному комплексу, сначала проводили вручную. А перед тем как привезти систему в Норильск, ее тестировали год. Стоит отметить: данный автоматизированный комплекс пробирной плавки с двойной купеляцией – единственный в мире, аналогичных больше нигде нет.
Сопровождением опытно-промышленных испытаний вместе с Терри Бланшем занимаются еще два специалиста из его команды. Один из них покинет Норильск уже 17 февраля, второй – на следующей неделе. Сам Терри Бланш будет следить за роботизированной системой до апреля. По его словам, данный комплекс сделает дешевле анализ драгоценных металлов в рудах и промышленных продуктах ЗФ компании.
По сути, комплекс заменит сразу четыре профессии. Первая часть системы – шихтовальный аппарат. Он полностью выполняет работу лаборантов пробирного анализа, бумажных кулечков с шихтой больше не будет. Дальше участок плавки. Здесь задействован робот-манипулятор, который запрограммирован на доставку пробы в печь, где отделяется шлак от штейна. К слову, в комплексе оборудованы три плавильные печи.
После этого этапа пробы отправляются на двойное купелирование, для этого имеется четыре печи и два робота-манипулятора. Руды в Норильске сложные – отсюда необходимость в таком процессе. После купеляции идет замер на атомно-эмиссионном спектрометре. Человек здесь тоже не участвует, все работы выполняет робот-манипулятор. Так отпадает необходимость в лаборантах химического и спектрального анализа. Однако это не значит, что участок пробирной плавки в КАУ исчезнет.
«Этот участок до конца года останется как резервный. При этом часть печей планируется оставить в резерве и после перепрофилирования участка, так как роботы имеют свойство ломаться, а люди у нас железные, – с улыбкой отметил Григорий Баландин. – В будущем наши сотрудники пройдут обучение, чтобы работать в новой системе. Здесь потребуются не только знания технологического процесса, но и навыки программиста».
Запустить в промышленную эксплуатацию автоматизированный комплекс пробирной плавки планируют до конца марта этого года.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.