#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Строительство, металлургия, горное дело, ремонт и изготовление оборудования – участники династии имеют отношение ко всем сферам деятельности «Норникеля».
Трудовая история семьи начинается в 1940–1950-е годы. Если набить в поисковике «Иван Иванович Штанденко», он тут же появится на норильской страничке «Бессмертного полка».
Здесь его дочь Галина сообщает:
«Папа родился 15 апреля 1912 года. Член КПСС. До войны жил и работал на Дальнем Востоке в Амурской области, город Свободный, через Амур был виден Китай. Работал в органах. Участвовал в ВОВ с Японией, воевал на Халхин-Голе в звании старшего сержанта, был командиром станкового пулемета, говорил, что он был тяжелым, где-то 30 кг. О войне говорил очень мало, в частности о жестокости японских солдат, об их вылазках, их резне, о том, как много погибло друзей. После войны остался на Дальнем Востоке, продолжил работать в органах. Награжден благодарственным письмом Сталина, медалью «За победу над Японией», орденом Красной Звезды. В 1958 году приехал в Норильск и до 1972-го работал на кирпичном заводе лебёдчиком. Его супруга Анна Александровна работала там же шихтовщиком».
При аналогичном обращении к интернету он выдаст и информацию о Михаиле Семеновиче Никифорове. Чаще всего – в списке первых выпускников Норильского горно-металлургического техникума, ставших впоследствии производственной элитой «Норникеля»: Борис Колесников, директор комбината; Владимир Волков, начальник научно-технического управления НГМК; Леонид Данилов, главный механик; Василий Стриго, директор Никелевого завода; Михаил Никифоров, директор Медного… Практически все – сибиряки, приехавшие в юном возрасте в Норильск с обедневшего после войны юга Красноярского края.
Более подробно о своем бывшем директоре на страницах газеты «Заполярный вестник» рассказывает бывший работник двух старейших заводов Норильска Юрий Прибытков, ставший их летописцем. Один из приведенных историком примеров: в 26 лет Никифоров стал начальником аглофабрики, которую из-за тяжелых условий труда называли «падлофабрикой», что говорит само за себя.
Есть и другие примеры: Никелевый завод, ночь, лето, изменился ветер, конвертерное отделение затянуло газом, крановщикам ничего не видно, они спустились вниз, сели у ворот. В пять утра со стороны города пешком идет начальник плавильного цеха Никифоров… Такую картинку рисует Прибытков, тогда работавший в конвертерном отделении мастером. Не спится начальнику, когда вверенный ему передел стоит.
Директором Медного завода Михаил Никифоров стал в тяжелейший период реконструкции, когда с шахтной плавки переходили на рудно-термические печи, вместо 40-тонных конвертеров ставили 100-тонные, меняли краны и ковши для штейна на более мощные, на 15 метров поднимали кровлю. Сибирякам все под силу. В 1975-м Никифоров стал начальником управления технического контроля комбината. Уйдя на пенсию, переехал вместе с супругой в Красноярск. Сейчас ему 93 года, он так и живет в краевой столице. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовое отличие», ветеран труда СССР, имеет звание «Почетный металлург».
Жена Михаила Семеновича Александра Ефимовна (в девичестве Ковшикова) работала на Никелевом заводе лаборантом. Как правило, выходцы с юга обнищавшего после войны края подтягивали в сытый Норильск своих многочисленных родственников. На комбинате в те ушедшие в историю времена работали также братья и сестры Александры Ефимовны: Григорий, Андрей, Иван, Мария, Полина.
Участник войны и именитый металлург, а также их ближайшие родственники пустили на Норильской земле глубокие корни и обзавелись многочисленным потомством. У Ивана и Анны Штанденко родились трое детей: сын Николай и дочери Галина (ставшая затем по мужу Овсянниковой) и Лидия (после замужества – Адова). У Михаила и Александры Никифоровых – двое детей: Татьяна и Евгений.
Сын Михаила и Александры Никифоровых Евгений в 1972 году окончил Красноярский институт цветных металлов, получил квалификацию горного инженера и работал на рудниках Норильского комбината, а в 1984 году переехал на постоянное место жительство в Красноярск и трудился начальником смены в одном из цехов на заводе «Сибтяжмаш».
Обе ветви соединились, когда дочь Михаила Никифорова Татьяна вышла замуж за сына Ивана Штанденко Николая. Юность второго поколения династии выпала на стабильные 1970-е. Дети продолжили заложившиеся семейные традиции и поступили на работу на предприятия Норильского комбината.
Николай Иванович трудился в «Норильскникельремонте» автослесарем, затем в управлении технического контроля комбината слесарем-ремонтником и электриком. Он добавил в семейную копилку профессий одну из важных в «Норникеле» – человека, который приводит в порядок технику и оборудование горно-металлургической компании.
Татьяна Михайловна Штанденко, поработав продавцом в магазине «Сервис», перешла в бюро технического контроля плавильного цеха Медного завода – предприятия, одним из руководителей которого был ее отец.
У дочери директора Медного завода и сына героя войны появилось двое детей, носящих фамилию Штанденко: Константин и Оксана (по мужу она стала Булгаковой).
Константин сейчас работает на руднике «Комсомольский» в должности инженера-смотрителя зданий и сооружений в отделе главного механика.
Жена Константина Наталья – раздатчик взрывчатых материалов на подземном участке буровзрывных работ рудника «Маяк».
Дочь Натальи от первого брака Алина (Якушева) начала свою деятельность раздатчиком нефтепродуктов в аэропорту Норильск, сейчас работает техником-лаборантом. Эта ветка добавила в семейную копилку профессии, связанные с горным делом и авиаперевозками. Сыновья Константина и Натальи Штанденко – Арсений и Артемий – еще маленькие, учатся в начальной школе.
Что касается еще одной внучки героического дедушки, Ивана Ивановича, Оксаны Штанденко (по мужу Булгаковой), то она работает в «Норникеле» с 2000 года, начинала флотатором на ПООФ с 2000-го по 2001 год, далее до 2006 года работала ведущим специалистом в управлении организации труда и мотивации персонала Заполярного филиала «Норникеля», а с 2006-го трудится в Заполярной строительной компании главным специалистом в управлении мотивации, компенсации и оплаты труда. По образованию горный инженер. Таким образом, собрание семейных профессий приросло понятиями «обогащение» и «шахтостроение».
По ветке дочерей Ивана Штанденко к «Норникелю» имеет отношение и Галина Ивановна Овсянникова (Штанденко). С 1972-го по 1980 год она работала в «Шахтспецстрое», затем четыре года в Норильском горкоме КПСС, а с 1984-го по 2000 год – в «Норильскбыте».
Муж Галины Ивановны, Валерий Трофимович Овсянников, с 1970-го по 1976 год работал в пирометаллургической лаборатории горно-металлургического опытно-исследовательского цеха (ГМОИЦ) в должности стеклодува, кварцедува, затем три года в лаборатории физико-химических исследований в том же цеху в должности кварцедува, с 1979-го по 1998-й – в весоремонтной лаборатории ЦТК – цеха технического контроля комбината.
У Галины и Валерия Овсянниковых родились трое детей. Сын Валерий работал главным инженером в цехе эксплуатации и ремонта измерительной техники управления эксплуатации технологической автоматики «Норильскникельремонта», сын Сергей и дочь Анастасия уехали на Алтай. Сергей в 2016 году вернулся по вызову и работает водителем автобуса в НПОПАТ.
Вторая дочь Ивана Ивановича, Лидия Ивановна Адова (Штанденко), по 1984 год работала на кирпичном заводе.
Дочь Лидии Ивановны Светлана Борисовна Адова с 1982-го по 2006 год трудилась на рудниках «Октябрьский», «Таймырский» в должностях стволовой и машиниста подъемных машин.
По линии жены директора Медного завода Никифорова – Александры Ефимовны, носившей в девичестве фамилию Ковшикова, работу на предприятиях «Норникеля» продолжили и потомки ее сестры Полины Ефимовны.
Сын Полины Ефимовны Анатолий Самойлин работал на Медном заводе, его трудовой стаж составляет более 40 лет.
Дочь Полины Анна Гарцева трудится в Заполярном филиале начальником отдела нормирования управления организационного развития и нормирования труда. Стаж Анны Николаевны в этой сфере – 40 лет.
Муж Анны Александр Новиков, приехав Норильск из Тольятти в 1974 году, устроился работать на Механический завод мастером титанового отделения. С 1982-го по 2002 год работал в тресте «Норильскреммонтаж» на ремонте оборудования металлургических цехов, где прошел путь от мастера до производителя работ (прораб).
Трудовой стаж дочери Анны Николаевны и Александра Прокофьевича Полины Малик, инженера-технолога сварочного производства с Механического завода, пока скромный, всего пять лет. Полина – представительница предприятия, стратегически важного для удаленного от материка города. Здесь для подразделений «Норникеля» изготавливают металлоконструкции любых габаритов и конфигурации.
Династия, ведущая начало от первых строителей и металлургов Норильского комбината, на фото из семейного архива выглядит очень солидно. На их счету множество благодарственных писем, почетных грамот, государственных, муниципальных и корпоративных наград.
Продолжается сбор информации о тех, кто имеет отношение к предприятиям «Норникеля». Занимаются этим Константин и Арсений Штанденко, отец и сын – маленький мальчик, норильчанин уже в четвертом поколении. К сожалению, буквально на днях от пневмонии скончалась дочь Ивана Штанденко Галина Ивановна, которая была важным источником информации о прошлом семьи. Эти факты не будут утрачены. Их сохранят в семье как свидетельство силы рода.
«Я очень горжусь подвигами моих предков. И я буду стараться, чтобы мои потомки тоже гордились мной», – говорит Арсений Штанденко в клипе, специально смонтированном с помощью папы и мамы. Это кино уже видели одноклассники Арсения и посетители сайта управления корпоративных проектов «Норникеля».