#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Арбитражный суд Красноярского края отложил предварительное заседание по иску Росприроднадзора о взыскании с Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК – дочерняя структура «Норникеля») 148 миллиардов рублей за ущерб от аварии на ТЭЦ-3.
Заседание началось с того, что представители Росприроднадзора предложили привлечь к рассмотрению третье лицо, а именно «Норникель», так как НТЭК может быть обанкрочена. Судья это ходатайство удовлетворила. При этом суд счел, что для рассмотрения дела нужны дополнительные материалы, и заседание перенесли на 24 ноября.
В данный момент суд не располагает результатами всех проведенных на территории разлива экспертиз. Кроме того, во внимание не было принято заявление компании, что последствия аварии в Норильске начали устранять незамедлительно – в первый же день. Об этом свидетельствует соответствующая видеозапись, которая на данный момент пока не приобщена к делу.
О ходе спасательных работ в районе аварии рассказал в свое время на общественных слушаниях в Норильском индустриальном институте генеральный директор НТЭК Сергей Липин:
«Во-первых, нами оперативно был создан штаб, и специалисты незамедлительно приступили к ликвидации последствий аварии в соответствии с планом. Было задействовано 37 единиц техники и 65 человек – представителей Заполярного филиала и НТЭК», – сказал руководитель НТЭК.
Восстановим хронологию событий более подробно.
29 мая в первые же часы после случившегося сотрудники компании изъяли с поверхности порядка 100 тонн нефтепродуктов.
Уже 30 мая произвели наземную авиа- и водную разведку прилегающих акваторий.
31-го числа газоспасатели Заполярного филиала установили первые боновые заграждения протяженностью 550 метров.
1 июня к спасательной операции подключились специалисты из Мурманска: они приступили к установке боновых ограждений и сбору топлива.
3 июня был объявлен федеральный режим ЧС, к ликвидации нефтепродуктов привлекли в общей сложности 495 человек и 229 единиц техники Заполярного филиала компании и специализированных организаций.
МЧС России привлекло команду из 100 спасателей и специальное оборудование.
«Норникель» полностью взял на себя доставку всех необходимых для ликвидации грузов, выделил для работающих на реке Амбарной необходимую технику и емкости для временного хранения топлива: сорбенты, боны и прочее; организовал работу всей спасательной операции», – доложил на заседании в НГИИ Сергей Липин.
Как отметил эксперт, на водохранилище «Лебяжье» была оборудована временная площадка для сепарации, проведена транспортировка собранной водно-топливной смеси с реки Амбарной на временную площадку по трубопроводам общей протяженностью более 40 километров. Для обеспечения сепарации «Норникель» закупил специальное оборудование, привлек компанию из Норвегии. В настоящее время выполнена сепарация смесей общим объемом 14,7 тысячи кубометров.
«Специализированное профессиональное аварийно-спасательное формирование «Спасприрода» выполнило щадящую промывку берегов. Это работа продолжалась до первых заморозков», – рассказал Сергей Липин.
Напомним, в краевой суд иск от Росприроднадзора к НТЭК поступил в начале сентября. «Норникель» тогда назвал это обращение преждевременным, поскольку ликвидационные мероприятия на водных объектах завершены, но экспертиза объемов собранных нефтепродуктов еще не проведена. При этом компания активно участвовала в экспертном диалоге на площадке рабочей группы Минприроды.
«Результатом нашей совместной работы должен стать план рекультивации. По-прежнему считаем, что только после завершения работ и экспертизы можно точно определить количество топлива, которое попало в водные объекты и почву, а значит, определить корректную сумму ущерба. Надеемся, что рассмотрение нашего кейса в суде позволит объективно разобраться в последствиях аварии и результатах ликвидации», – говорилось в официальном заявлении «Норникеля».
В октябре НТЭК представила в Красноярский арбитраж собственную оценку ущерба окружающей среде от аварии – 21,4 миллиарда рублей. Различия в оценках объяснили разными методиками. В НТЭК считают, что Росприроднадзор применил неоправданно завышенный коэффициент длительности негативного воздействия вредных веществ на водоемы и завысил объем нефтепродуктов, попавших в воду. Кроме того, пострадавший участок земли не является плодородным слоем, это земля промышленного назначения.