#НОРИЛЬСК. «Северный город» – На московской выставке «Сокровища Севера. Мастера и художники России» Таймыр представляли семейно-родовые общины «Ня танса», «Мукустур», «Агапа», «Старый Авам» и «Урулар».
Председатель нганасанской общины «Ня танса» Валерия Болгова привезла с выставки впечатления о сказочных днях в виде фотофактов. Их почти сотня – снимков, где посланцы Таймыра представляют культуру коренных народов полуострова, в частности, одежду. Это, действительно, сокровище, настоящие произведения искусства.

– Валерия, почему одежда нганасан так поражает воображение? Она же простая по цвету: много белого, немного красного и черного, а получается сказочная красота.
– Эти костюмы шили самобытные мастерицы, которые с раннего возраста жили в гармонии с природой, смотрели на бегущие реки, встречали разнообразных птиц, прилетающих на Таймыр весной. В этих костюмах – вся красота мира, окружающего тундрового человека, – отвечает на вопрос руководитель общины «Ня танса».
Белый цвет символизирует снег, лед, чистоту первозданной природы; красный – это солнце, жизнь; черный цвет – это мать-земля, полярная ночь, темное небо.
Люди XXI века до сих пор не придумали, что делать с простой пластиковой бутылкой, а жизнь коренных народов была абсолютным безотходным производством. Ели оленей. Чумы строили из оленьих шкур. Из шкур же шили одежду и обувь, одновременно красивую и надежно защищающую от морозов и ветров. В интернатах, куда, начиная с советских времен, посылали учиться детей аборигенов, в тонкости национального рукоделья практически не посвящали, поэтому рукодельных таймырских фей сегодня – по пальцам пересчитать. Но они есть.

Феи отдают дань классике. Вот, например, представительница общины «Мукустур» Аксинья Поротова выходит на суд публики в нганасанской парке, собственноручно сшитой из традиционного сырья, то есть выделанного оленьего меха.
– Аксинья Ивановна приехала в Москву практически в полном составе своей большой дружной семьи. В работе выставки участвовали дети, внуки крепкой общины. Кроме участия в конкурсе «Полярный стиль» «Мукустур» представила на выставке-ярмарке свою богатую северную продукцию, – рассказывает Валерия Болгова.

На следующем фото гости выставки аплодисментами встречают шамана в костюме от мастера-дизайнера Городского центра народного творчества Светланы Поповой. Его возила на конкурс Зинаида Веселовская, представлявшая общину «Агапа». Северной весной, когда снег слепит глаза, нганасаны носили непрозрачные очки с прорезями, металлические или из оленьего рога, защищающие от солнца. У шамана данный аксессуар выполнен из бивня мамонта!
– Это дипломная работа Светланы Александровны, – комментирует Валерия. – «Агапа» заняла первое место в номинации «Лучшая традиционная коллекция» конкурса «Полярный стиль».

Ко всем костюмам таймырской делегации прилагались стихотворные строчки. Их создательницей стала самобытная нганасанская поэтесса Зоя Арепьева. Конечно же, на снимке из фотоколлекции Валерии она шествует по выставочному подиуму в национальном костюме.
– Зоя Дебубтеевна читала свои стихи на конкурсах «Полярный стиль», «Кочевое жилье», помогала в работе чума, готовила национальные блюда, угощала гостей, – комментирует Валерия.

Таймырские феи-рукодельницы выступают и в роли современных дизайнеров одежды, в которой, конечно же, тоже чувствуется дыхание вековых традиций. На очередном фото сама Валерия Болгова демонстрирует стилизованный костюм мастерицы Таймырского дома народного творчества и одновременно председателя общины «Старый Авам» Светланы Аксеновой.
Рукотворную красоту под названием «Бырранга» дополняют красные туфельки, а также маска – дань эпохе коронавируса.
– Костюм из современных материалов, но по всем орнаментам соответствует классическим канонам, – рассказывает Валерия. – Светлана Сыгаковна заняла первые места сразу в трех номинациях конкурса «Полярный стиль»: «Лучшая традиционная коллекция», «Лучшая современная этническая коллекция», «Лучшая молодежная или детская коллекция».

Расшифровку к костюму «Бырранга», да отчасти и к традиционным, можно найти в стихах Зои Арепьевой из «Авамских новелл»:
Нганасанский костюм – он казарки наряд!
Краснокнижная птица – краснокнижный народ!
Герб Таймыра – самый древний народ!
Взмах руки – это шея красивейшей птицы.
Этот дивный костюм, он так легок, не прост.
В самый сильный мороз не замерзнете в нем!
В дивных линиях шва нежных лапок узор.
По подолу струится белый мех, словно пух.
Нганасанский костюм – он казарки наряд!

Светлана Аксенова не просто так стала абсолютной победительницей конкурса, поясняет Валерия Болгова. Она мастерица из известного нганасанского рода Нинондя, где прекрасную одежду шили все женщины. Вот и мама Светланы Аксеновой, Хелла Леймореевна (Хэлла Лаймуреевна) Порбина, начала осваивать искусство рукоделия в детстве и достигла в нем совершенства. Вместе с мужем Сыгаку Хелла кочевала по Авамской тундре на личных оленях многодетной семьи, жила в поселке Усть-Авам, работала в госпромхозе «Таймырский».

– Хелла Леймореевна была участницей всех выставок ВДНХ, и не только известной мастерицей-швеей Таймыра, но еще и кузнецом! Ковала металлические медные подвески, которые пришивали к парке, выменивала их на оленей, – рассказывает Валерия Болгова. – Искусство шитья освоили все ее дочери.
Светлана Сыгаковна готовила для посетителей выставки блюда нганасанской кухни, угощала ими гостей Таймырского чума, рассказывала сказки и легенды на нганасанском языке. Вот он, этот чум, на следующем снимке. В нем хозяйничали представители всех пяти общин.
– Каждый день мы готовили здесь национальные блюда из нашей рыбы, мяса, пекли национальные лепешки, – комментирует Валерия Болгова. – Очень много было всего: и сугудай, и голова оленя варилась, и языки были – все, чем богата наша тундра, мы всего понемножку привезли. И каждый день угощали гостей, заходивших в наш чум. В итоге в номинации «Национальная кухня» третье место получила община «Агапа» – Веселовские Зинаина Васильевна и Сергей Теодозиевич. Они как раз стоят на фоне чума. В конкурсе «Кочевое жилище» третье место заняла руководитель семейного эвенкийского клуба «Кэргэн» (Семья) при общине «Урулар» Бетту Нина Афонасьевна.

Общины «Ня танса», «Агапа», клуб «Кэргэн» при общине «Урулар» приняли участие в прошедшем во время выставки фестивале «Мать Земля. Коренные народы. Рыба». Община «Ня танса» заняла первое место в конкурсе «Рыба». В руках Валерии Болговой на очередном снимке не что иное, как блюдо из арктического гольца, занесенного в Красную книгу. Коренные жители Таймыра имеют право на его вылов, правда, в очень скромных количествах – пять килограммов в год на человека.
«Ня танса» также заняла первое место в номинации «Лучшая молодежная или детская коллекция». Победительницей стала дочь оленевода 13-летняя Сабрина Тоги.

– У Сабрины в роду сразу две народности – энцы и ненцы, – посвящает в некоторые детали биографии юной мастерицы Валерия Болгова. – У нее дедушка – северный энец (сомату) – это вообще исчезающий народ. Я вывезла ее из тундры из оленеводческой бригады, а сейчас она в интернате. На День рыбака в Тухарде за этот костюм Сабрина получила планшет.
Кроме того, «Ня танса» заняла второе место в номинации «Лучшая современная этническая коллекция». На снимках множество деталей, расшифровать которые или дать к ним пояснения могут лишь сами носители культуры. К примеру, веревочки из замши или квадратики на спине – не просто декоративные украшения.
– Одежда нганасан – это паспорт человека, информация о его социальном статусе, возрасте, количестве детей, – поясняет Валерия.

Автор фотоколлекции снимала и многое из понравившегося у соседей – гостей выставки с Ямала, где тоже живут ненцы. Например, яркая перевязь на ненецких унтах – тоже не просто украшение. С помощью этой веревочки можно было подвязать и поддернуть вверх длинную верхнюю одежду, чтобы легче передвигаться по глубокому снегу. Снял перевязь – и парка превращается в спальный мешок, в котором можно заночевать прямо посреди тундры, если там застала пурга. Традиционная ненецкая женская «шахматная» сумка сшита из лапок оленят, маленькие детали посредине квадратиков – их копытца.
