#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Вторая волна коронавируса разворачивается по весеннему сценарию, но с иными акцентами. Журналист «Северного города» – специально из Москвы – рассказал, как обстоят дела с превентивными мерами в столице и к чему надо готовиться жителям региона.
Эпидситуация в Москве достаточно серьезная. Только за сутки число зараженных в Москве превышает 4,5 тысячи человек, а всего в столице более 330 тысяч заболевших. Это не очень заметно, если просто бродить по московским улицам: теплая золотая осень, улицы и парки заполнены людьми, и лишь единицы из них в масках. Но стоит зайти в любое учреждение, и восприятие меняется.
В одном из магазинов нас останавливают прямо на входе: охранник вежливо просит надеть маску. «…И перчатки!» – подсказывает плакат на входной двери, но маски оказывается достаточно. В другой магазин мы входим уже в масках, но на кассе нас соглашаются обслужить, только если на нас будут перчатки: «Девушка, мы же только что взяли все, что требуется, голыми руками! Бессмысленно уже надевать перчатки! Мы даже деньги вам передавать не будем, рассчитаемся картой». «У нас видеозапись, – грустно сообщает кассир. – Если я обслужу вас без перчаток, меня уволят». Мы послушно всовываем пальцы в предложенные одноразовые перчатки из полиэтилена (моя рука не входит), и покупка совершается.
В магазинах, на вокзалах – вообще везде – свежие наклейки с разметкой для соблюдения социальной дистанции. В метро некоторые сиденья закрыты наклейками, напоминающими, что садиться на них нельзя. Но как только заканчиваются свободные места без наклеек, люди садятся и на заклеенные. О необходимости масок, перчаток и соблюдении дистанции без конца напоминают громкоговорители в метро, автобусах и трамваях. В одном из автобусов диктор на каждой остановке угрожает, что «автобус не поедет, пока все не будут в масках». В масках меньше половины пассажиров. Автобус едет.
Московский метрополитен «приостановил» действие льгот на проезд для школьников и пенсионеров. Их карты просто не читаются валидаторами. Это сделано, чтобы уменьшить передвижения по городу хотя бы части населения. В результате растерянные бабушки утром буквально блокируют вход в метро, пытаясь разобраться, как пользоваться аппаратами, продающими разовые проездные билеты. На лицах отчаяние: никто из них не рвется спозаранку на массовые пенсионерские тусовки, едут кто на работу, кто посидеть с заболевшим внуком, кто в клинику на обследование, которое ждали несколько месяцев.
Люди 65+ особенно уязвимы, и о них особая забота. Принимающая порой довольно причудливые формы. На днях полиция и инспекторы Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) прошли по московским театрам с облавой на пожилых зрителей. Руки не выкручивали, из театра не выгоняли, но вели «профилактические беседы».
Школьников Москвы и области раньше времени отправили на осенние каникулы, которые продлили на неделю дольше. Спустя неделю в Подмосковье внезапно отменили вторую неделю каникул для своих учащихся. Там теперь новый режим: пять недель учебы – неделя каникул. Каким образом это должно уменьшить риск заболевания, не разглашается.
Между тем именно начало учебного года вкупе с сезонными ОРВИ дали старт новому пику заболеваемости. Скученность учащихся в замкнутых помещениях, тесные контакты, несовершенные гигиенические навыки плюс яростное неприятие подростками навязываемых ограничений создают идеальную среду для распространения любых инфекций.
В целом по России еще 9 октября побит печальный майский рекорд заболеваемости: за сутки ковид выявлен у 12 с лишним тысяч россиян. Москва превысила собственные майские показатели почти на 100 тысяч заболевших. И цифры будут увеличиваться, по мнению врачей и ученых, как минимум до ноября.
Между тем город живет почти обычной жизнью. Люди перемещаются, активно контактируют, ездят на работу в общественном транспорте, сидят в офисах. Работают торговые центры, театры, кино, кафе и рестораны. Мэр Москвы называет закрытие города самой последней мерой, которую всячески стараются избежать.
Его позицию понять легко. В центре бросаются в глаза пустые витрины, где еще полгода назад работали вполне благополучные магазины и предприятия питания. У многих из тех, кто выжил, существенно снизились объемы, не хватает оборотных средств, снижаются или задерживаются зарплаты, идут увольнения. Резко выросла безработица. Экономические последствия второго карантина, если он будет объявлен, непредсказуемы.
Впрочем, еще летом число москвичей с антителами к COVID-19 (а значит, и иммунитетом к нему – правда, пока неясно, на какое время его хватит) превысило 20 процентов. И этот показатель растет с каждым месяцем. Большая часть имеющих антитела даже не подозревала, что перенесла коронавирус. И это тоже путь формирования коллективного иммунитета, единственно доступный путь до тех пор, пока не начнется массовое вакцинирование. Но пока город уповает на личную сознательность граждан, штрафы для юрлиц и профилактические беседы.