#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Проект «Дорога ветров» подразумевает создание системы ветровых конструкций, которые помогут существенно снизить заносы на дороге, ведущей в норильский аэропорт. Договор между муниципалитетом и ведущим сибирским вузом заключили в июле.
К работе исследователи и ученые приступили 11 августа. В сентябре первый этап научных изысканий на тему «Разработка технических решений по снижению снеговых заносов автомобильной дороги Норильск – Алыкель, находящейся в собственности муниципального образования «Город Норильск» завершился.
Итоги исследований и опытно-конструкторской работы представили заказчику и другим заинтересованным структурам. В обсуждении, которое прошло на площадке Агентства развития Норильска (АРН), участвовали представители Заполярного филиала «Норникеля», администрации города, руководители компаний, отвечающих за содержание дорог и улиц Большого Норильска.
В начале презентации аннотационного отчета Юрий Захаринский, руководитель работ по проекту «Дорога ветров», глава департамента комплексного изучения Арктики Сибирского федерального университета, кандидат экономических наук и руководитель проектного направления Института Севера и Арктики, уточнил, что в договоре участвуют пять институтов СФУ. В университете для реализации проекта создан временный научный коллектив из 19 человек, который Захаринский и возглавляет.
Характеризуя полученные на первом этапе научно-технические результаты, докладчик подчеркнул, что участники проекта скрупулезно изучали российский и мировой опыт применения ветровых и снегонаправляющих конструкций и сооружений. В итоге эксперты пришли к выводу, что в наших условиях целесообразно использовать стационарные устройства.
После теоретических исследований современными методами вычислительной гидродинамики, ознакомления с различными климатическими моделями будет найден оптимальный подход для разработки комплексной модели расчета снежных заносов на дороге в норильский аэропорт. Детально обследовали все 38 километров 345 метров трассы.
Фотографии, предоставленные АРН и компанией «Норильскавтодор», проиллюстрировали, как функционирует наша дорога на материк, какие проблемы возникают у дорожников при обслуживании автотрассы. Полноту картины собравшиеся ощутили, когда докладчик озвучил данные результатов космической съемки. Этот метод изучения территории позволил установить координаты всех 39 снегозащитных конструкций – щитов Потапова, определить их общую протяженность – 14 километров 307 метров, получить технические характеристики каждой конструкции.
«Более половины щитов разрушены, деревянные элементы частично или полностью нуждаются в замене, – констатировал Юрий Захаринский. – Почти 30 процентов щитов нефункциональны, деревянные элементы обрешетки отсутствуют или сохранились фрагментарно. Сегодня необходимо оценить, функционируют ли они, и определить их эффективность».
Словом, щитами Потапова надо предметно заниматься. Это мнение на встрече высказывалось неоднократно. Отвечая на вопрос корреспондента нашего сетевого издания о перспективах изобретения «деда Ветродуя», Юрий Захаринский заверил, что щиты останутся. Сколько их будет и какие, покажут исследования.
«С большой вероятностью можно говорить, что мы предложим и другие типы защитных сооружений, спасающих от заносов. Результаты математического и физического моделирования дадут подсказку», – отметил глава департамента комплексного изучения Арктики СФУ.
По его словам, полевые работы продолжатся на втором этапе реализации проекта, в основном в зимнее время. Результаты, полученные в разное время года на всех этапах «Дороги ветров» помогут специалистам выработать рекомендации, которые были бы полезны в Норильске, предложить оптимальное техническое решение поставленной перед ними задачи.
Предварительно эксперты определили пять наиболее проблемных участков с высокой вероятностью образования снеговых заносов, их протяженность пять километров 200 метров. Как сказал Сергей Амельчугов, научный руководитель работ по проекту «Дорога ветров», заместитель директора по науке инженерно-строительного института СФУ, доктор технических наук, именно по этим пяти участкам автотрассы Норильск – Алыкель будет выстраиваться модель снегопереноса.
Анализируя итоги первого этапа проекта, докладчик коротко рассказал о работе с 3D-картографией, подчеркнув, что в практике университетов она выполняется редко, СФУ представилась такая возможность. Более подробно говорил о создании виртуального динамического симулятора ветров.
«По сути, мы построили математическую модель, позволяющую проводить численные исследования снегозаносов: рассчитать, как снег будет распространяться и влиять на разные участки дороги», – подчеркнул Сергей Амельчугов. По его словам, впереди кропотливая работа для большого количества расчетчиков-гидродинамиков.
Использовались ли в нашем случае имеющиеся подтвержденные данные и прогнозы изменения климата? На этот вопрос участников обсуждения аннотационного отчета Амельчугов ответил утвердительно, однако обратил внимание слушателей на то, что климатический сценарий все же содержит неофициальные сведения. Предполагается, что в ближайшие 30 лет среднемесячная скорость ветра в январе на нашей территории может увеличиться на 0,4 метра в секунду. Значит, ситуация по ветровым нагрузкам остается достаточно стабильной. Чего не скажешь о температуре воздуха: есть данные, что к 2070 году ее среднемесячное значение в Норильске повысится на 9,5 градуса.
Этот момент эксперты, разумеется, не упустили из виду. Те же щиты Потапова установлены в многолетнемерзлых грунтах, и часть опор просела именно по причине растепления грунтов. Нужно восстанавливать технологию установки конструкций «деда Ветродуя», которая сейчас утрачена. Да и сами щиты Потапова не были включены в различные стандарты и нормативы и фактически остались бесхозными.
«Сегодня необходимо посчитать, сколько стоит эксплуатация данных конструкций, как часто проводить их ревизию, – продолжил Сергей Амельчугов. – И решить, кто станет собственником этих инженерных сооружений».
Специалистам предстоит оценить и другие актуальные задачи, например, устройство водоотведения.
«В целом работа в таком объеме, который определил нам заказчик, выполняется впервые, – в завершение сказал руководитель работ по проекту «Дорога ветров» Юрий Захаринский. – Наши изыскания закончатся разработкой рекомендаций по снижению снежных заносов автомобильной дороги Норильск – Алыкель, разработкой конкретных технических устройств, подготовкой технического задания на проектирование снегозащиты дороги», – заключил Захаринский.