#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Внучка инженера Потапова, придумавшего снегощиты на трассе Норильск – Алыкель, передает архив своего деда департаменту комплексного изучения Арктики Сибирского федерального университета.
В июле городские власти и ведущий сибирский вуз заключили договор о выполнении научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по снижению снеговых заносов автомобильной дороги в аэропорт. В сентябре ученые приступили к началу реализации проекта «Дорога ветров». А на днях в департамент комплексного изучения Арктики пришло письмо от Елены Курковой, дедушка которой придумал «щиты Потапова» – те самые снегозащитные заборы, остатки которых можно видеть и сегодня на алыкельской трассе.
Проживающая в Москве внучка легендарного инженера предложила передать ученым архив работ Михаила Потапова по снегозащите и его книгу.
«Я безмерно благодарен Елене Семеновне за ее письмо и интерес к нашему проекту. Книга и материалы Михаила Георгиевича будут серьезным подспорьем в нашей работе», – отметил руководитель работ по проекту «Дорога ветров», глава департамента комплексного изучения Арктики СФУ, кандидат экономических наук и руководитель проектного направления Института Севера и Арктики Юрий Захаринский.
Почему возникла необходимость пересмотра традиционных способов снегоборьбы, предложенных и применяемых в Норильске уже больше полувека?
Климат в Арктической зоне и, как следствие, роза ветров и сила ветра в районе Норильска за последние полвека значительно изменились. Снегозащитные устройства, которые начали устанавливать еще в 1940-х годах прошлого века, уже не справляются со своей задачей.
Решением ее сейчас и занимаются сотрудники пяти институтов Сибирского федерального университета. На проведение необходимых исследований и подготовку технологических решений им понадобится полтора года. Перед конструкторами стоит задача разработать изделия, срок эксплуатации которых позволит обеспечивать безопасность трассы не менее чем до 2050 года.
На сегодня ученые уже оценили протяженность и особенности автодороги Норильск – Алыкель, предварительно выявили пять проблемных отрезков дорожного полотна общей протяженностью более пяти километров. Что касается проектируемых инженерных сооружений, в том числе и щитов, то их планируют сделать из современных материалов на основе компьютерного моделирования.
«Сегодня у нас больше технических возможностей, есть современные технологии, мировой опыт. Нужно его использовать, чтобы сделать жизнь в Норильске лучше», – отметил Юрий Захаринский.
Стоит отметить, что разработки специалистов Сибирского федерального университета актуальны не только для Норильска, но и для других северных территорий края, арктических регионов России и даже для стран Скандинавии, Аляски и Канады.