#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Фильм «Сера» режиссера Ланы Влади, действие которого происходит в Норильске, стал лучшей короткометражной лентой фестиваля «Кинотавр». Кино отражает проблемы жизни, о которых мы не думаем, а многие и не знают.
Главный приз за короткий метр нынешнего «Кинотавра» получил фильм режиссера Ланы Влади «Сера», его назвали историей о цене человеческой жизни в Норильске. Действие происходит у нас. Официальная формулировка награды – «За мастерское воплощение образного мира простыми средствами» и «За социальную точность и художественный аскетизм».
Сюжет 20-минутной ленты прост: женщина-следователь допрашивает женщину, признавшуюся в убийстве мужа. Следователь только что приехала в Норильск из Москвы, подследственная живет здесь уже много лет. И причины, побудившие ее к этому убийству, кроются, конечно, в самом Норильске, его истории, традициях, скрытой внутренней жизни, в его экологии и мифологии.
Массовый зритель мало что знает о короткометражном кино. Этот жанр остается фестивальным – отличный шанс для молодых кинодеятелей заявить о себе в кругу уже именитых старших коллег и тех, кто дает на кино деньги. Но все меняется, когда короткометражка рассказывает о том, что близко и больно именно тебе.

«Сера» снята по одноименному рассказу Дмитрия Глуховского, широко известного прежде всего по серии романов «Метро». В интервью, размещенном на портале «Кинопоиск», автор признается, что идею вынашивал довольно долго:
«Изначально я думал, что это может быть не столько рассказ, сколько книга, по которой можно будет снять телевизионный сериал, но в прошлом году мне предложили написать рассказ для одного литературного журнала, и я реанимировал этот замысел. Это история о том, что на нашем Крайнем Севере, за Полярным кругом, в промышленных моногородах, построенных на костях зэков, стоимость человеческой жизни стремится к нулю. И условия жизни таковы, что нет большой разницы между бытием и небытием», — говорит Дмитрий Глуховский.
Рассказ «Сера» вышел в журнале Esquire в августе 2019-го. А ровно год спустя его экранизация была представлена на одном из крупнейших российских кинофестивалей. Сам Глуховский выступил в качестве одного из авторов сценария, а режиссером стала Лана Влади – урожденная петербурженка, итальянская актриса и режиссер. «Сера» оказалась ее первым российским фильмом.
«Через какое-то время режиссер Лана Влади, с которой мы дружим, прочитала этот рассказ и предложила его поставить в качестве короткометражного фильма. Мне эта идея показалась интересной, но, честно говоря, никаких особенных ожиданий у меня не было, потому что я не очень понимал, как можно рассказ, состоящий из стенограммы допроса, сделать убедительным кинопроизведением. Но у Ланы получилось – и вот лента победила в конкурсе «Кинотавра». Результат, безусловно, превзошел все мои ожидания», – цитирует Дмитрия Глуховского «Кинопоиск».
В исходном тексте Глуховского и без того суровая норильская реальность слегка приправлена развесистой заполярной клюквой. Тут и обязательная черная пурга, случившаяся буквально надысь, и «город на костях», и летящие по ветру собаки… Норильск не впервые используется как одна большая, в натуральный размер, декорация к чернухе – достаточно вспомнить относительно недавний «Комбинат «Надежда». Ничего не поделать: норильский «мусорный ветер, дым из трубы», закатанные в асфальт кварталы без единого деревца и выжженная тундра с останками построек и механизмов вкупе с мрачностью полярной ночи и свирепостью климата очень к этому располагают.
Лана Влади: «Когда прочитала этот рассказ, меня поразила не только форма, с которой Дмитрий подошел к вопросу загрязнения окружающей среды и проблемам населения города Норильска, но особенно тронула диалектика взаимоотношений двух героинь. У Глуховского редкая способность передавать внутренний мир героя, и здесь этот мир проявляется постепенно и отзывается в другом персонаже, а потом и в самом читателе или зрителе.
Фильм показывает проблемы жизни, о которых мы не думаем, а многие и не знают. Живем в больших благоустроенных городах и все же недовольны всегда чем-то. Мне бы хотелось, чтобы этот короткий фильм запомнился и заставил задуматься и об экологии, и о домашнем насилии, и о женских судьбах, и о простых человеческих ценностях».
Над «Серой» работал почти целиком женский коллектив, однако «женским» фильм не стал: помимо личных переживаний героинь в нем слишком много серьезного и даже страшного. Обозначенные им проблемы слишком велики для одного пола или одной семьи. Или одного города. Будем надеяться, фильм привезут в Норильск и свое мнение о нем норильчане смогут составить не только по лаконичным отзывам знатоков.