#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Еще недавно считалось, что звездный час карьера открытых работ позади. Сегодня он вошел в состав одноименного дочернего общества «Норникеля» и готовится к добыче руды в таких же объемах, как в прошлом веке, когда его слава гремела по всему СССР.
Попасть на смотровую площадку над гигантскими ступенями промышленного амфитеатра – мечта многих туристов мира. Стоя у края серпантина, страшно даже просто смотреть вниз, а по извилистым дорогам снуют туда-сюда 55-тонные самосвалы Caterpillar, груженные рудой с хорошим содержанием платины. Недавно на предприятие поступило и несколько карьерных самосвалов грузоподъемностью130 тонн. Гололед, пурги, плохая видимость, сложные спуски-подъемы шоферам-асам нипочем. Много лет по этим уступам бегали и вывозили вскрышу и поезда. Протяженность железнодорожных путей составляла 122 километра. Полностью на автомобильный транспорт рудник перешел в1983 году.
Сотню лет назад здесь все только начиналось. Промышленный город не значился даже в далекой перспективе. Изредка в районе Норильских гор появлялись долганские аргиши на оленьих упряжках. Сидели в единственном домике надолго запертые в нем пургой первые зимовщики-геологи с Большой земли во главе с Николаем Урванцевым. Это они дали названия горам, долинам и ручьям.
Утес Медвежий Камень переименовали в гору Шмидта – в честь первого ученого, посетившего Норильские горы, Фридриха Богдановича Шмидта. Гору к востоку, где находились штольни купцов Сотниковых, назвали Рудной. К востоку от Рудной появилась гора Барьерная, а долина между ними получила название Медвежьего Ручья. Так назвали потом и рудник открытых работ, переименованный впоследствии просто в карьер рудника «Заполярный». Для норильчан он был и остается «Медвежкой».
После нескольких экспедиций в район Норильска Урванцева позвали вдаль большие дороги. В 1930–1932 годах самый известный геолог Норильска совершил свой бессмертный вояж по Северной Земле, нанеся ее на карты мира. С промышленной разведкой месторождения Норильск-1 связано имя геолога Александра Воронцова – второго после Урванцева в списке почетных граждан Норильска. Это он следовал на сменных оленьих упряжках от Дудинки до Красноярска, простудив в жестокие морозы руки, а потом добирался до Москвы, чтобы доставить приятные известия наркому тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Благодаря Воронцову Угольный и Медвежий из «ручьев» превратились в месторождения, запасы Норильска-1 утвердили на правительственном уровне. Было принято решение о строительстве в Норильске никелевого комбината.
«Норильское месторождение по мощности запасов является в области никеля и платины примерно тем же, чем Колыма в области золотой промышленности по насыщенности ценными металлами и такими же трудностями по освоению», – отмечал в докладной записке в ЦК начальник Главсевморпути еще один Шмидт, Отто Юльевич, в ведении которого сначала находилась стройка.
Трудности в освоении легли на плечи тысяч заключенных Норильлага: 23 июня 1935 года строительство Норильского комбината было передано в ведение НКВД. День рождения «Медвежьего ручья» пришелся на 4 ноября 1945 года.
«Год 1945, техническая характеристика рудника: площадь карьера – 20 га, количество уступов – 1, лошадей – 2, лопат совковых – 50, лопат штыковых – 100, топоров – 30, кайл – 50» – так выглядит рождение в цифрах.
Именно в Норильске, в Горном лагере, где условия жизни и труда были наиболее тяжелыми, в 1953 году произошло самое крупное за всю историю ГУЛАГа восстание заключенных.
Последних медведей на «Медвежке» распугали первые же взрывы в 1940-е годы. Кроме добычи руды открытым способом вел подземную отработку месторождения Норильск-1 рудник «Заполярный», годом рождения которого считается август 1945-го. Северную, близповерхностную часть месторождения отрабатывал также карьер «Угольный ручей», который исчерпал свои запасы к концу 60-х. В 1966-м настал звездный час «Медвежки»: здесь добывали 8 миллионов 700 тысяч тонн руды в год. В 1968-м был произведен самый большой массовый взрыв с общим весом заряда 1200 тонн.
Это событие сегодня вспоминает Дмитрий Мамашев, сын директора рудника «Медвежий ручей» в течение 25 лет Юрия Петровича Мамашева:
«Я в укрытии сидел вместе с папой, когда был этот самый мощный взрыв, в зоне эпицентра. Можно было наблюдать за происходящим. Буровзрывные работы – это у него хобби было. Он сам вначале работал бригадиром буровзрывных работ и диссертацию писал на эту же тему. Потом вместе с папой мы частично взрывали рушившиеся старые жилые дома в поселке наверху «Медвежки». Это были экспериментальные взрывы для диссертации многих людей. Папа же принимал активное участие в переселении жителей поселка, потому что при буровзрывных работах у людей вылетали окна и крыши».
Это только одна деталь из колоритной биографии руководителя рудника «Медвежий ручей» с самым большим директорским стажем. При нем же, в 1990-е, на Норильске-1 добыча руды снизилась до двух миллионов – подземные клады не бесконечны. Во времена перестройки в первый раз встал вопрос о консервации «Медвежьего ручья» из-за незначительных объемов добычи, которые удалось увеличить за счет вовлечения в отработку запасов межкарьерного поля. Уже тогда предпринимали попытки добраться до так называемого «охранного целика», разделяющего площадки открытых и подземных горных работ. Это получилось только в новом веке.
Когда вопрос о закрытии «Медвежки» встал в 2010-е годы, на сцене появились геологи. Поскольку фронт работ на «Заполярном» ушел на юго-запад, охранный целик утратил свое горнотехническое значение, обеспечивающее безопасность труда в карьере и шахте, и появилась возможность использовать этот большой клад. В «Норильскгеологии» посчитали запасы вкрапленных руд – 165 миллионов тонн, институт «Гипроникель» сделал проект на их отработку.
У «Норникеля» появился новый проект по освоению северной части месторождения Норильск-1 под названием «Южный кластер» и новое дочернее общество, созданное на базе рудников «Заполярный», карьера открытых работ и Норильской обогатительной фабрики. У предприятия две лицензии – на месторождение Норильск-1 и техногенное месторождение «Хвостохранилище №1» НОФ. По содержанию металлов платиновой группы оба относятся к «богатым».
Сегодня на предприятии «Медвежий ручей» добывают 1,5 миллиона тонн руды, к 2027 году цифра должна вырасти до 13 миллионов. Добраться до целика позволят вскрышные работы в карьере, которые начались в 2019-м. В 2021 году начнется добыча руды.
Рудник «Заполярный» вместе с карьером открытых работ при добыче 9 миллионов тонн в год обеспечит НОФ сырьем более чем на 30 лет. Запасов техногенного месторождения «Хвостохранилище №1» (около 4 миллионов тонн в год) достаточно для ведения работ до 2047 года.
Темпы роста обеспечит поступление самой современной техники. В ближайшем будущем вывозить руду по серпантину карьера предполагается на самосвалах с автоматическим управлением. Уже сегодня крепить кровлю на «Заполярном» начали с помощью новых анкерустановщиков Sandvik DS411, труд становится безопаснее. В числе уже поступивших на «Медвежий ручей» машин – несколько крупнотоннажных карьерных самосвалов грузоподъемностью130 тонн, экскаватор фирмы Liebherr с объемом ковша 22 кубометра, машина для зарядки скважин Charmec, кровлеоборочные машины Himec, топливозаправщик, бульдозеры, вахтовка, краны. Всего для «Заполярного» приобретут 35 единиц техники общей стоимостью 60 миллионов долларов без учета доставки.
В АБК «Медвежьего ручья» появилась огромная видеостена, на которую выводятся десятки видеосигналов с десятков камер, установленных на производственных площадках. Это дает возможность оперативного контроля за ходом производства и позволяет быстро устранять неполадки.