НОРИЛЬСК. «Северный город» – Без ледоколов, ломающих льды, невозможно передвижение по Северному морскому пути. В прошлом столетии дорогу обычным судам в северных морях прокладывали ледоколы, в XXI веке появились арктические контейнеровозы, которые одновременно ломают льды и перевозят грузы.
«Мончегорск» входит в состав ледового флота «Норникеля». Судно стоимость 120 миллионов долларов США в течение 11 месяцев создавали 300 инженеров и рабочих судостроительной фирмы Aker Yards в германском Висмаре. Проект разработала финская компания Aker Arctic, объединяющая в себе ледовый испытательный центр и судостроительную фирму.
Двумя годами ранее, в 2006 году, с верфи в Хельсинки сошло судно «Норильский никель», в ноябре 2008-го в Висмаре достроили контейнеровоз «Заполярный», в декабре – «Талнах», в январе 2009-го – «Надежду», в сентябре 2011-го – танкер «Енисей». «Район плавания – неограниченный» – ключевая строка в технических характеристиках ледокольного флота компании «Норникель». Длина контейнеровозов – 169 метров, цвет оранжевый, за это их прозвали «морковками».
Согласно информации на сайте Мурманского транспортного филиала «Норникеля», во флоте компании есть один натуральный ледокол под названием «Дудинка», построенный в Финляндии полвека назад. Но суда ледового класса ARC7 произвели настоящую революцию в арктических морских перевозках, поясняет сайт «Корабельный портал».
Обычные ледоколы для разламывания льда используют инерцию движения и характерный нос, имеющий форму клина. Контейнеровозы ледового класса обзавелись самой современной силовой установкой и корпусом двойного действия. В ледокольном режиме они идут кормой вперед, мощности судна достаточно для прохождения через лед толщиной до 1,5 метра. Выйдя на чистую воду, контейнеровозы разворачиваются на 180 градусов и идут традиционным способом – носом вперед.
Появление судов, способных ходить по арктическим маршрутам круглый год без необходимости фрахтовать отдельный ледокол, позволяет сэкономить на перевозках огромные суммы. «Норникель» получил возможность осуществлять поставки своей продукции в Европу через порт Роттердам.
В сентябре у «Мончегорска» другой, круглый юбилей. 10 лет назад, выйдя из Дудинского морского порта, он совершил первый в истории отечественного мореплавания прямой рейс из Мурманска в страны Юго-Восточной Азии. Прошел по практически не освоенному, сложному по ледовой обстановке восточному сектору Северного морского пути и открыл короткую дорогу к Корее, Китаю, Индии.
Согласно расписанию, опубликованному на сайте Мурманского транспортного филиала, в ближайшее время путь «Мончегорска» лежит из Архангельска в Дудинку, из Дудинки в Мурманск.