Шесть из восьми крупнотоннажных карьерных самосвалов БелАЗ уже собраны. Большой экскаватор фирмы Liebherr 9400 (объем ковша превышает 22 кубических метра) тоже готов к работе. Также в этой партии поступила вспомогательная техника: топливозаправщик, бульдозеры, вахтовка, два крана. К перевозке вскрышных пород месторождения Норильск-1 рудника «Заполярный» новое оборудование приступит уже в мае.
Закупом и сборкой карьерной техники для рудников Заполярного филиала «Норникеля» занимается Промышленная строительно-монтажная компания (ПСМК) вместе с еще пятью подрядными организациями. «Весь проект был разбит на этапы. Первый – закупка техники, доставка на ледоколах из Архангельска и Мурманска до Дудинки, а после уже в Норильск. Технику перевозили в разобранном виде, так как она очень тяжелая и габаритная, – говорит директор проектного офиса РЗ-КОМ от ООО «ПСМК» Леонид Качемцев. – Второй этап – сборка. Для этого оборудовали специальную площадку на руднике «Заполярный».

Первая партия – шесть из восьми карьерных самосвалов, экскаватор Liebherr 9400 и бульдозер – уже собрана. На это ушел месяц. Некоторые коррективы внесли погодные условия, из-за сильного ветра и снегопадов есть небольшое отставание от графика, а также коррективы внесла эпидемическая ситуация и ограничения, связанные с COVID-19.
«После мы будем собирать вторую партию техники: другую модель экскаватора немецкой фирмы Liebherr 9100, емкость ковша – семь кубов, и еще один бульдозер, – говорит представитель подрядной организации «Север» Андрей Кудрявцев. – Одновременно с ними будем собирать еще пять карьерных самосвалов БелАЗ. А в третьей партии займемся японским экскаватором фирмы Komatsu, объем его ковша – 15 кубических метров. Под него соберем пять-шесть самосвалов».
Всего будет приобретено 35 единиц техники общей стоимостью порядка 60 миллионов долларов. И это без учета доставки и других сопутствующих расходов. По словам специалистов, новое оборудование справится с поставленной задачей – перевезти в этом году более 8,2 миллиона кубических метров вскрышных пород. В следующем году цифра будет почти в два раза больше – 15 миллионов кубов. Теперь подробнее о самой карьерной технике. Начнем с самосвалов БелАЗ. Длина одной машины – 11,5 метра, ширина – 6,5, а высота – 7. Вес превышает 107 тонн, а перевозить она может свыше 130 тонн. Стоит отметить, это еще не самый большой самосвал, есть еще модель грузоподъемностью 450 тонн. Она занесена в Книгу рекордов Гиннесса. На сборку одного 130-тонного самосвала уходит пять-шесть дней, занимается этим бригада из трех-четырех человек. Конечно, все происходит не вручную, габаритные детали, например колеса (вес одного вместе с диском доходит до 2 тонн, а диаметр – 3 метра), устанавливают с помощью крана-манипулятора и стрелового крана.

«БелАЗ в 45 раз больше легкового автомобиля, при этом управлять им намного комфортнее и мягче, маневренность хорошая, – говорит водитель самосвала БелАЗ Андрей Екимов. – У этой машины электрическая тяга. Два двигателя крутят колеса, в отличие от гидравлической тяги. У БелАЗов дизель крутит тяговый генератор, тот выдает энергию на двигатели, и самосвал едет за счет электричества».
На данной модели БелАЗов Андрей Якимов работает уже пять лет. Чтобы сесть за руль этого самосвала, нужно иметь категорию прав А3 и допуск на работу с техникой свыше 1000 вольт, как эта машина. Гарантийный пробег от завода-изготовителя – 800–850 тысяч километров, что составляет восемь-девять лет круглосуточной ежедневной работы.
Переходим к экскаватору. Его длинна – 18,5 метра, ширина – почти 7, а высота превышает 8 метров. Сборка Liebherr 9400 происходила по тому же принципу, что и самосвалов, только здесь завершающим элементом был ковш – его объем больше 22 кубических метров. Весит данная землеройная машина 353 тонны. Сейчас идут пусконаладочные работы. За испытаниями гидравлики экскаватора следят представители фирмы-производителя. Чтобы работать в условиях Крайнего Севера, техника прошла специальную адаптацию.

К работе самосвалы и экскаватор приступят уже в мае. В карьер Liebherr 9400 отправится своим ходом, скорость у него небольшая – 2,5–5 километров в час, поэтому дорога может занять почти сутки. Везти его на чем-то не получится, экскаватор очень габаритный. Для перегона землеройной машины разрабатываются специальные мероприятия. Так, необходимо отключить и демонтировать лини электропередачи по пути следования экскаватора, чтобы он ничего не повредил. Собирать его непосредственно в забое было бы нарушением техники безопасности. Да и по характеристикам карьер не подходит, для сбора техники нужна была ровная и большая площадка. Ремонтами землеройной машины будут заниматься непосредственно на его рабочем месте, куда-либо перегонять экскаватор нерентабельно. А вот для технического обслуживания БелАЗов оборудуют ремонтную базу на площадке, на которой их и собирали.
«Мелкие текущие ремонты самосвалов будем проводить на горных выработках, а крупные ремонты, которые по времени занимают по пять-шесть дней, уже на оборудованной площадке», – говорит Леонид Качемцев.

Работать новая техника отправится на месторождение Норильск-1 рудника «Заполярный» (входит в ООО «Медвежий ручей» «Норникеля»). Причем управлять БелАЗами и экскаваторами будут сотрудники подрядных организаций, которые занимаются сборкой техники. В Норильск они будут приезжать вахтами.