Более 120 школьников соревнуются в мобильной робототехнике, прототипировании, токарном и столярном деле. Демонстрируют ребята знания и навыки в графическом дизайне, агрономии, электромонтажных работах. Создают новые предметы интерьера и модную одежду.
Чемпионат рабочих профессий «Умные игры» проходит по методике JuniorSkills. Его цель – создать новые условия для профориентации школьников и освоения ими современных профессий. Эти соревнования совместно проводит «Норникель» (проект «Навигатор будущего») и управление общего и дошкольного образования. Участники делятся на две возрастные группы: 10–13 и 14–17 лет.
«После первых «Умных игр» мы поняли, что ребят необходимо готовить к таким соревнованиям. Нужны наставники. Так возник конкурс наставников «Профи», – говорит главный специалист управления корпоративных проектов ЗФ «Норникеля» Наталья Гладкая. – Теперь сначала взрослые проходят через девять компетенций, а после готовят команды школьников к чемпионату».
Первоначально практический этап должен был начаться еще 11 марта. Однако погода внесла свои коррективы, из-за сильного ветра состязания пришлось перенести на следующий день. И все же и 12-го числа часть ребят не смогла присутствовать, так что в некоторых командах вместо заявленных двух в борьбу вступил только один участник.
В том, что и один в поле воин, уверен 11-классник из 20-й школы Данил Кватер. Его товарищ из Кайеркана не смог приехать, но школьник не унывает.
«Это для меня некое испытание. Если правильно распределить время, то все можно успеть, – говорит Данил. – Мне нравится работать руками, что-то создавать. Уроки труда у меня закончились в 9-м классе, я сейчас в 11-м, и для меня этот чемпионат – некая отдушина».
Данил работает в компетенции «Токарное дело», с помощью рубанка и токарного станка превращает куски дерева в пасхальные яйца. Юноша даже взял с собой специальные ножи, чтобы украсить изделия узорами и орнаментами. Школьник надеется, что он успеет это сделать в третий день соревнований. Тогда, возможно, его выручит товарищ по команде.
То же дерево и пасхальная тематика у ребят, участвующих в компетенции «Столярное дело». Здесь, кроме фантазии, школьникам пригодился ручной лобзик. Эскизы будущих пасхальных сувениров из плоских деталей ребята придумывали сами. Теперь воплощают свои задумки в жизнь. За работой юных конкурсантов пристально следят эксперты – учителя технологии, информатики, специалисты подразделений компании и других структур.
Так, компетенцию «Технология моды» оценивает преподаватель технологии из 33-й школы Ирина Пермякова. Под ее пристальным взглядом участники чемпионата создают выкройки блузки и прямой классической юбки. Моделью ребятам служат манекены, с них и снимают мерки. На итоговой выставке работ, которая пройдет в последний день чемпионата, манекены уже должны быть одетыми.
«Где-то подсказываем, помогаем, потому что задание непростое, – говорит Ирина Пермякова. – В конце прошлого года я сама была на месте этих школьников, участвовала в фестивале «Профи». Так что понимаю, что они сейчас чувствуют. Волнение. Присутствует дух соперничества. Но дети молодцы, стараются».
Свои творческие навыки мальчишки и девчонки демонстрируют на локации «Дизайн интерьерных изделий». Здесь в ход идут подручные материалы – от картона до, казалось бы, ненужных веревок. Из бросовых вещей нужно сделать открытые ключницы, при этом отразить сразу три техники: декупаж, ассамбляж и джутовую филигрань.
А вот школьникам, соревнующимся в агрономии, придется применить все свои школьные знания биологии и химии. Но даже и их может не хватить, чтобы решить десять модулей этой компетенции. Сложность в том, что, не решив первый модуль, не сможешь перейти ко второму и так далее.
«Задания очень интересные. Ребята исследуют почвы нашей местности, определяют кислотность и тип почвы. Также школьники должны правильно подготовить семена различных культур к посадке и в итоге высадить их. А с помощью микроскопа конкурсанты смогут определить, какие же вредители, уничтожающие комнатные растения, находятся перед ними», – говорит эксперт чемпионата и научный сотрудник лаборатории Института сельского хозяйства и экологии Арктики Наталья Щербакова.
За один модуль можно получить до 12,5 балла. При оценке эксперты смотрят не только на правильность выполнения, но и на соблюдение техники безопасности, а также аккуратность. Своего рода тоже научная деятельность кипит на локации мобильной робототехники. Через компьютерное программирование школьники должны заставить своего робота выполнить определенное задание. В специальной зоне получить груз – у старших ребят это железные баночки, у младших – кубики, и доставить его на некий слад. Двигаться робот должен по заданной траектории.
Современные технологии задействованы и при прототипировании. Участники этой компетенции с помощью специальных программ создают 3D-модели танка в упрощенном варианте. В дальнейшем их перенесут из виртуальной плоскости в реальную – танки напечатают на 3D-принтере.
Об итогах и победителях говорить еще рано. Это можно будет сделать 13 марта, тогда ребята смогут внести последние штрихи в свои работы и представить их на выставке экспертам и другим участникам чемпионата. Тройку победителей определят в каждой из девяти компетенций. Лучшие из лучших получат памятные сувениры от корпоративного проекта «Клуб «Профнавигатор». Дипломами же отметят всех конкурсантов.