Клуб «Профнавигатор» создан, чтобы помочь школьникам с выбором будущей профессии. В первую очередь проект направлен на популяризацию специальностей, востребованных на предприятиях «Норникеля». В течение учебного года ребята посещают различные предприятия, общаются со специалистами, знакомятся с особенностями различных профессий. В этот раз мальчишки и девчонки побывали на заводе строительных материалов (ЗСМ).
Как и любая экскурсия на производство, началось все с вводного инструктажа. Ребята должны понимать, куда именно они пришли и как нужно себя вести.
«Хочу отметить, что во время экскурсии вы должны выполнять все команды ваших сопровождающих, – говорит главный специалист управления промышленной безопасности, охраны труда и экологии ЗСМ Алексей Полянский. – Во время чрезвычайных ситуаций не стоит поддаваться панике, куда-либо бежать, слушайте работников, которые вас сопровождают. У них большой опыт, они все время проходят различные инструктажи и обучения».
На заводе строительных материалов, как и на любом другом предприятии компании, все серьезно. Поэтому каждого участника экскурсии внесли в журнал регистрации вводного инструктажа. Это важное дело, для большего погружения в производственную деятельность, доверили десятикласснице из школы №9 Арине Степаненко.
«Волновалась, когда заполняла журнал. Это интересно, – говорит Арина. – «Промышленная безопасность и охрана труда» – это профессия, которая меня здесь заинтересовала. Это же работа с людьми, в ней много разных направлений. Думаю, для этой сферы нужно хорошо знать психологию».
После инструктажа ребята разделились на группы, одни отправились к энергетику завода, другие к технологу – узнавать про производство вяжущих материалов, третьи решили посмотреть, какие контрольно-измерительные приборы установлены на ЗСМ. А школьники, интересующиеся химией, побывали в лаборатории по контролю производства цемента.
«Цемент – это сертифицированный материал. К его составу предъявляются очень жесткие требования, все контролируется ГОСТом. Здесь мы как раз и проверяем, соответствует ли стандартам наш цемент», – рассказала школьникам начальник лаборатории по контролю производства цемента ЗСМ Инна Фролова.
Вместе с лаборантами химического анализа школьники провели несколько экспериментов. Под пристальным надзором специалистов ребята в пробе цемента выявляли оксид кремния. В колбу с исходной жидкостью по очереди добавлялись различные компоненты. Здесь важно соблюсти необходимое количество миллилитров. По словам лаборантов, если переборщить или, наоборот, налить недостаточно, то получится уже совсем не та концентрация. Кроме этого, в навеске шлама школьники определяли содержание карбоната кальция и магния. Эти показатели учитываются при корректировке основного бассейна.
«Я узнал много всего нового о деятельности завода и о лаборатории. Думаю, простой школьной программы по химии не хватит, чтобы полностью понять все, что делают в лаборатории. Если оценивать мою работу по 10-балльной шкале, то я поставил бы 7. Где-то я добавил реактивов больше, чем нужно», – говорит десятиклассник школы №9 Илья Симков.
«После перехода в НОК у нас это вторая экскурсия в лабораторию, – отмечает инженер по качеству и стандартизации 1-й категории лаборатории по контролю производства цемента ЗСМ Анна Байназарова. – Детям нравится у нас. Химия вообще интересная наука, зрелищная».
Экскурсия на завод строительных материалов стала первой в этом учебном году. 22 ноября в производственную сферу погрузятся и старшеклассники 42-й школы. Они отправятся на рудник «Маяк».