Их девиз: «Пришел, увидел – машина поехала». Конкурс инженеров по наладке проходит несколько необычно для такого мероприятия. Здесь нет лишних звуков и движения, все чинно, тихо и спокойно. Но это лишь на первый взгляд. Перед конкурсантами стоит непростая задача – определить, почему машина встала на стояночный тормоз и не растормаживается. При этом перед инженерами только схема.
«Все как в жизни, – поясняет член конкурсной комиссии инженер по наладке и испытаниям Сергей Белых. – Человек приезжает к машине, у него на руках схема, он задачу решает в голове, глядя на эту схему, и уже потом к машине подходит и производит какие-то действия».
В жизни наши конкурсанты ремонтируют все самоходно-дизельное оборудование, работающее под землей. Поэтому им необходимы хорошие знания точных наук: сопромата, материаловедения, электротехники, гидравлики и даже теории вероятности. Эти специалисты не только помогают устранить неисправности, но могут и спрогнозировать их. И в этом им помогает знание теории отказов, связанной с теорией вероятности. Ведь если знать заранее, какая деталь полетит, ее заранее приготовят и поменяют в нужное время. Не будет простоя машины, будет экономия денег.
Режим работы оборудования под землей жесткий, каждая единица техники на счету, поясняет еще один член конкурсной комиссии заместитель начальника учебного центра «ННР» Дмитрий Сизых:
«Если из процесса по добыче и доставке руды выпадает одна или две машины – рудник испытывает реальные затруднения. Идут потери, причем довольно серьезные, как в физических величинах, так и в денежном эквиваленте. Поэтому выход техники на линию важен. Он часто зависит от умений и навыков инженеров по наладке, от того, как быстро они найдут и устранят неисправность».
Участник конкурса инженер по наладке и испытаниям Александр Беззубов лет десять назад уже был победителем конкурса – электриков. Поменял профессию, потому что посчитал, что новая работа расширяет кругозор и стимулирует мозговую деятельность.
«Задача инженера-наладчика какая? Пришел, увидел – машина поехала, – поясняет он. – Потому что, бывает, машины глохнут в шахте. Нет такого, чтобы отдельно отправили электрика, отдельно гидравлиста, отдельно механика. Твоя задача – оценить и сделать все».
На конкурсе участникам нужно было определить причину неисправности буровой машины Boltec S фирмы Epiroc. Эта техника в автоматическом режиме производит крепление горных выработок. Сама бурит, сама загоняет в шпуры анкера. Задача посильная, отметили участники конкурса. Ведь диагностика машин, в том числе и такой, как на конкурсе, – их повседневная работа.
Была и традиционная теоретическая часть конкурса. По общим же итогам первое место досталось Павлу Соколову. Второе – у Александра Рябинцева, третье конкурсная комиссия присудила Александру Беззубову. Всех победителей отметили наградами!