#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Попасть на Райкина – непростая задача. Билеты на спектакли с участием мэтра были раскуплены задолго до часа икс, и тем желаннее была с ним встреча на поэтическом моноспектакле, во время которого артист говорил со зрителем стихами Давида Самойлова и Александра Пушкина.
Зал был полон, некоторые норильчане подготовились к встрече и пришли на нее с цветами для любимого артиста.
«Норильская публика – замечательная. Умная, включенная, желающая получить впечатления. И вместе с тем ваш зритель искушенный. Он обладает навыком общения с театром. Это надо уметь, это определенный культурный опыт. Прекрасный город, прекрасные люди. Встречи с норильским зрителем всегда наполняют энергией», – говорит Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон».
В моноспектакле «Константин Райкин. Своим голосом» артист собрал любимые стихи Давида Самойлова и Александра Пушкина, которые так или иначе связаны с какими-то вехами в его жизни.
«Если говорить про Пушкина, то он – главная фигура в нашей культуре и выше его и значимее его нет. Давид Самойлов – это такое пушкинское направление в отечественной поэзии ХХ века. Это великие фамилии, без которых культура наша невозможна. Именно поэтому этот свой моноспектакль я решил заполнить поэзией. Этот спектакль – моя жизнь, которая вместе со мной меняется. Он и названия иногда меняет, и меня самого. Однажды на гастролях я понял, что могу выйти к зрителям. Это было в Челябинске, который очень напоминает Норильск, а я тогда служил в театре «Современник». Тогда я и решился выйти на сцену, к большому залу. Один. И по реакции публики понял, что что-то могу», – добавляет он.
Интересны рассуждения артиста о моноспектаклях. Он считает, что хотя бы раз в жизни каждый артист должен выступить в моноспектакле и в одиночку выйти на большой зрительный зал.
«Это полезная практика артиста, когда он один на сцене и ничего его спасти не может. В моноспектакле обычно играют либо очень плохие артисты, чтобы его больше не с кем было сравнивать, либо очень хорошие, когда он в полной мере может раскрыть свой талант и показать его новые грани. Партитура спектакля – это партитура твоих нервов, твоих мышц, эмоций. Если ты мастер, то ты сможешь продержать зрительный зал в течение полутора-двух часов в интересе и активном слушании, восприятии, при натянутых нитях внимания, и публика все время будет за тобой пристально следить. А ты на сцене один, и это здорово. Это смелая практика, и она требует определенного умения и навыков. Я время от времени на это решаюсь при наличии хорошего материала. Как, например, в ситуации с «Контрабасом» Патрика Зюскинда. Изначально это была радиопьеса. У меня есть от него записка, в которой он мне написал: «Я слышал про вас, но я не буду у вас на спектакле. Я никогда не хожу на спектакли. Никогда», – говорит Константин Райкин.
Два с лишним часа длился спектакль, и все это время звучали стихи.
«Два часа слушать стихи – это работа. Молодые душой люди могут так внимать артисту. Я в зале вижу много взрослых людей, но есть возраст паспортный, а есть истинный, и часто они не совпадают. Как не совпадают они у меня. Я много работаю со студентами, а регулярное общение с молодежью, на мой взгляд, замедляет старение. Истинный возраст – это не арифметика. Это душевное состояние. Когда Леонид Осипович Утесов мне сказал: «Старик, имей в виду, молодость приходит с годами», а мне тогда было 15 лет», – обратился со сцены к зрителю Константин Райкин.
Студенты и молодежь – это отдельная тема. По словам мэтра, его ученики не дают ему расслабиться. С особой теплотой он говорит о своих партнерах по спектаклю «Шутники» Денисе Суханове и Алене Разживиной.
«Мои ученики – представители разных поколений. Теперь уже они меня держат в черном теле и не дают расслабиться. Для меня это очень хорошая гимнастика – для сердечной мышцы и для мозга. Многие мои ученики уже сами мастера. С Аленой Разживиной, например, я работаю уже много лет. Она у нас одна из самых играющих артисток, и ее большие роли идут одна за две. Когда она поступила на мой курс в школу-студию МХАТ, ей было 15 лет, и она была самой молодой слушательницей. Денис Суханов пришел ко мне с курса Олега Павловича Табакова. Он был лучшим на курсе, и это такая мечта для режиссера. Он несметное количество блистательных ролей сыграл в «Сатириконе». В своем перевоплощении в роли он делает чудеса. Денис стартует как ракета. Он уже на первой репетиции знает текст, он во многих вещах лидер», – рассказал Константин Райкин.
На интервью с журналистами артист вспомнил, как выступал в ноябре 2004 года на восстановленной после пожара в 2002 году сцене «Маяковки» со своим моноспектаклем по пьесе Патрика Зюскинда «Контрабас».
«Я восхитился, что театр восстановили за считаные месяцы (на возрождение театра ушло девять месяцев. – Авт.). Одному из руководителей я сказал: «Какие вы молодцы, что так быстро отстроили здание!» Он ответил, что театр ничем заменить нельзя: ни спортивным клубом, ни кино, ни дискотекой. Нас с детства, сказал мне начальник, водили родители в театр, и это было целое событие. Нас это объединяло, и мы без театра уже не можем. Я сейчас об этом говорю с волнением, потому что для нас театр – это жизнь, и очень важно, когда он становится духовно образующим местом в городе. Присутствовать здесь, работать – это дорогого стоит», – рассказал Константин Райкин.
История Заполярного театра драмы его восхищает и заставляет грустить о затянувшемся на девять лет ремонте в его родном «Сатириконе».
«История норильского театра показательна. Мне однажды пришлось выступать с речью на Всемирном театральном конгрессе, который проходил в Испании, и я там рассказывал про норильский театр как про пример духовной потребности. Мое выступление называлось «Театр как спасение». Здесь театр старше города. Статус города Норильск приобрел в 1953 году, а театр уже существовал как культурная единица, и возник он из самодеятельности зеков, которые испытывали духовную потребность, не имея даже актерского образования. У них была духовная потребность что-то репетировать, что-то воплощать, чтобы наладить духовную жизнь и как-то спастись через это, чтобы остаться людьми. Конечно, норильский театр был бы невозможен без Смоктуновского, Жженова, без множества настоящих знаменитых театральных людей», – добавил артист.
Первый фестиваль «Театральные сезоны», который проходит в Заполярном театре драмы по инициативе компании «Норникель» и при поддержке администрации города, завершен под взрыв аплодисментов норильской публики. События второй фестивальной части, по мнению приглашенных гостей, прошел максимально продуктивно. Ждем новых сезонов.
Ранее «Северный город» рассказывал о том, что для норильских подростков прошла вторая сессия творческой лаборатории «Горизонталь» Дмитрия Крестьянкина.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.