#НОРИЛЬСК. «Северный город» – 27 октября в России отмечается День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. В условиях Арктики, где суровые климатические условия оказывают свое влияние, этот праздник становится особенно значимым. Работа на Севере приучила водителей к предусмотрительности и готовности к любым форс-мажорам.
В преддверии профессионального праздника мы пообщались с представителями автотранспортного объединения «ЦАТК» и понаблюдали за их работой.
Карьерные самосвалы грузоподъемностью 55 и 90 тонн – настоящие рабочие лошадки, которые в любую погоду перевозят грузы для рудников и заводов. Они вносят свою лепту в строительство гидротехнических сооружений на хвостохранилищах ТОФ и НОФ.
Автотранспортное объединение «ЦАТК» было образовано 7 июня 1937 года. Это структурное подразделение Заполярного дивизиона состоит из пяти колонн и управления автомобильных дорог и снегоборьбы (УАДиС), и все они выполняют свои задачи на производственных площадках Большого Норильска. В ЦАТК трудится 1280 человек, из них 950 – водители и машинисты. Парк предприятия составляет 454 единицы техники – это не только карьерные самосвалы, но и автогрейдеры, бульдозеры тяжелого класса (как гусеничные, так и колесные), карьерные электрические экскаваторы и так далее. Также у автотранспортного объединения есть свой участок эксплуатации водного транспорта, где находятся пассажирские суда и грузопассажирские катера.
«Большегрузная техника нашего предприятия играет ключевую роль в перевозке грузов, необходимых для производственной деятельности Заполярного дивизиона и инвестиционных проектов компании. ЦАТК перевозит технологические материалы для подразделений Заполярного дивизиона в Норильском промрайоне. В числе основных выполняемых нами задач – перевозка горной массы рудников Талнахской площадки. За девять месяцев этого года объединением было перевезено около 3,7 миллиона тонн руды на Талнахскую обогатительную фабрику. Если весь этот объем руды погрузить в думпкары, длина образовавшегося железнодорожного состава составит 3400 километров – а это ни много ни мало расстояние от Норильска до Москвы. В части перевозок по инвестиционным проектам компании за последние три года, с 2021-го по 2023-й, было перевезено в общей сложности около 17 миллионов 100 тысяч тонн грузов», – рассказал Виктор Степенко, заместитель директора АТО «ЦАТК» по перевозкам.
В ЦАТК имеется два вида карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 и 55 тонн. На перевозке руды задействована группа 55-тонных карьерных самосвалов.
Кроме того, большегрузы ЦАТК используются в работах для строительства третьей очереди хвостохранилища Талнахской обогатительной фабрики и поддержания в работоспособном состоянии первых двух. БелАЗы предприятия перевозят базальт и вскрышные породы из карьера «Скальный» на заключительных этапах строительства дамб для фабрики в проекте ТОФ-3ПК.
Также они заняты на перевозке инертных материалов из карьера «Кайерканский» для строительства гипсохранилища «Серной программы» на Надеждинском металлургическом заводе. В перспективе – участие большегрузов в перевозке известняка рудника «Мокулаевский» для НМЗ.
«По сути, мы помогаем строить новое будущее в развитии компании и при этом продолжаем работать над собой. На предприятии обновили технику и закупили дополнительную для работы в инвестпроектах. В частности, для проекта ТОФ-РФ в период 2020-2022 годы было закуплено 27 БелАЗов грузоподъемностью 55 тонн. Мы когда-то начинали работать на 25-тонных БелАЗах, затем пересели на 45-тонные, а сейчас уже по производственным дорогам колесят 55-тонники. Эти автомобили – рабочие лошадки, без которых нам никуда. Тем более что на территории имеется сервисное обслуживание этих машин, что в нынешних условиях немаловажно. Для технического обслуживания и ремонта карьерных самосвалов на территории представлены специализированные организации, – пояснил Виктор Степенко.
На загрузке руды в карьерные самосвалы работают фронтальные погрузчики тяжелого класса. Вместимость ковша у этого 78-тонного силача – девять кубических метров, и с загрузкой руды в БелАЗы он блестяще справляется. Используются фронтальные погрузчики и на других технологических перевозках.
«Накануне Дня работника автомобильного транспорта хотел бы пожелать своим коллегам безаварийной работы и, как говорится, ни гвоздя ни жезла. Желаю крепкого здоровья, семейного благополучия, успехов на трудовом поприще и всех благ», – добавил Виктор Степенко.
Коренной норильчанин Сергей Баранов – водитель большегрузного автомобиля БелАЗ колонны №7 АТО «ЦАТК» с десятилетним стажем за рулем этого гиганта. Изначально он работал водителем пескоразбрасывателя в УАДиС, но затем перешел на крупную автомобильную технику.
«В работе на большегрузе есть свои нюансы. Особенно сильно они ощущались, когда я только осваивался за рулем БелАЗа. Был страх габаритов, но это для многих нормальное явление. Машина большая, и первое время приходилось быть предельно внимательным. Внимание концентрируется и сейчас, но происходит это уже на автомате, и за рулем большегруза я себя чувствую как за рулем легкового автомобиля. С опытом пришло и дополнительное чутье. Уже по звуку двигателя могу определить, что пошло не так, и это позволяет вовремя устранить неполадку. Самая главная сложность в моей работе – это погодные условия, которые меняются буквально каждую минуту», – поделился Сергей.
Работа ему нравится, и у него есть планы на продолжение обучения и дальнейший карьерный рост. Своим коллегам-автомобилистам Сергей желает легких дорог, благополучия в семье, достойной зарплаты и удачи на трассе.
«Не стоит лишний раз рисковать на дорогах. К своей работе надо подходить с умом и трезвым рассудком. А еще если есть какие-то вопросы, то не надо бояться задавать их своему руководству. В диалоге мы можем решить любую проблему, а главное – начать лучше понимать друг друга», – добавил Сергей Баранов.
Ранее «Северный город» рассказывал о том, что представители «Норникеля», включая и работников ЦАТК, подтвердили квалификацию на всероссийском и международном уровнях.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.