#НОРИЛЬСК. «Северный город» – После четырех дней работы на площадке станции юных техников и Талнахского центра внешкольной работы первый этап IMAKE завершится в Дудинке. Стартовавший в этом году инженерный марафон – пятый по счету.
В отборе новых мейкеров участвуют ребята 7–10-х классов из 36 школ города.
В первый день, 24 сентября, на станции юных техников с утра высадилась команда проекта во главе с куратором Еленой Помазановой, ее коллегой куратором-педагогом Михаилом Головиным и тремя выпускницами IMAKE в роли наставников. На первом этапе марафона им предстояло встретить более тысячи норильских школьников, желающих пополнить ряды юных изобретателей.

В большинстве своем подростки уже наслышаны о проекте, который давно стал популярным среди школьников. На встрече им нужно было выполнить 15-минутные игровые задания, состоящие из тематических станций по пяти направлениям, и получить первый знак отличия мейкера – сердечко. Следующий шаг – участие в интенсиве после подачи заявки онлайн. Причем, по словам организаторов, заявки будут рассматриваться и от тех ребят, кто на встречу не попал.
Елена Помазанова вместе с Михаилом Головиным, встречая группы школьников, через каждые полтора часа, перед квестами, рассказывали новобранцам обо всех этапах проекта, знакомили с участниками прошлых сезонов и победителями международных выставок юных изобретателей. Чаще других в этот раз появлялся на экране норильчанин Эрнест Кашапов, получивший на Тайваньской выставке золотую медаль за свое последнее изобретение.

Сами квесты проводили кураторы или наставники. Прилетевшая на марафон из Читы Алена Белимова пять лет была участницей IMAKE. За это время она четыре раза выходила со своими изобретениями в финал и представляла разработки на Тайване. Сейчас Алена Белимова – второкурсница Томского госуниверситета. Будущий преподаватель химии мечтает, чтобы в IMAKE появилось еще и инженерно-химическое направление, чтобы совмещать две работы. Свое наставничество выпускница сообщества юных инженеров и ученых считает очень важной работой. По словам Алены, чтобы оставаться членом команды, она сохранила в университете минимум общественных нагрузок. В норильском десанте Алена отвечает за квест на логику. На ее площадке под звуки японской музыки школьники играют в судоку с изобретательским контекстом.
«Помогаю ребятам решить головоломку, а между делом мы беседуем. Я в первый раз в Норильске, и мне было интересно посмотреть, какие здесь дети», – сказала гостья после первого дня десанта. И тут же ответила: «Дети как дети…»

Первым в группе старшеклассников гимназии №4 и СШ №3 задание Алены Белимовой выполнил девятиклассник Иван Богаевский, который только год назад перешел в школу №3. Так же легко с помощью ребят из своей команды он сложил нужное число на станции «Математика» и взял на себя инициативу на «Физике», продвигая к финишу теннисный шарик с помощью фена… Как пояснил Михаил Головин, для знакомства с тягой, сопротивлением воздуха они придумали довольно сложную конструкцию, которую привезли с собой.
По мнению кураторов проекта, Иван Богаевский может стать не только амбассадором сезона. Сам будущий мейкер, а он твердо решил примкнуть к IMAKE, с изобретением пока не определился, но планирует во взрослой жизни посвятить себя биологии. Даже выбрал себе институт. Преподаватели характеризуют его как очень мотивированного школьника, который учится на отлично.

Изобретательство привлекает не только мальчиков, но и девочек. Так, десятикласснице гимназии №4 Маше Смородиной из всех квестов больше всего понравилась игра на знание законов физики и станция, где надо было создать проекцию предмета по подсказкам своего напарника. Ребята, вооруженные планшетами и огромных размеров карандашами, изображали, не видя картинки, например, мольберт или пианино. Маша Смородина много слышала об IMAKE и сожалеет, что у нее не получилось раньше стать членом этой команды. По словам будущего амбассадора, она любит все новое и надеется после школы поступить в технический вуз. В какой? В этом ей поможет IMAKE.
Отличная учеба в школе, считает Елена Помазанова, в IMAKE, конечно, приветствуется, но не является обязательным условием.
«К нам часто обращаются педагоги, которые предлагают предоставить уже готовые списки мейкеров, – рассказывает бессменный куратор проекта. – Однако для нас принципиально проводить отбор самим. В проекте всегда есть троечники, и нам важно вытянуть ребят, которые не так активны и заметны в своих школах. А вот дома они что-то придумывают, мастерят, паяют… Лига мейкеров – сообщество, понимающее и принимающее всех, кто чем-то сильно увлечен. Здесь они находят и поддерживают друг друга, и это мы ценим больше всего».

Тесное общение новобранцев начнется во время и после интенсива. Из 1200 «десантников-2024» на интенсив попадут 120–130 норильских школьников. В зимнюю школу в Сколково отправятся 15 из них, а во Владивосток, в детский центр «Океан», поедут 30–40 человек. Причем все поездки оплачиваются создателем программы по развитию детского изобретательства – компанией «Норникель».
В финале сезона, в мае 2025 года, пройдет награждение лучших.
Отбор в лигу на станции юных техников заканчивается 26 сентября, а 27-го пройдет в Талнахском ЦВР.
Больше фото с отборочных занятий мэйкеров можно посмотреть здесь.
Ранее «Северный город» сообщал о пресс-конференции, которую дал мейкер Эрнест Кашапов после победы на выставке в Тайване.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.