#НОРИЛЬСК. «Северный город»– Вот уже четыре поколения семьи Болоховых, по большому счету больше века, живут и трудятся в Норильске. Сегодня отец с двумя старшими сыновьями работают в производственном объединении «Норильскремонт» «Норильскникельремонта».
А начиналась северная биография семьи Болоховых с Василия Никаноровича, который после освобождения из лагеря в 1946 году приехал в Норильск и устроился на Большую обогатительную фабрику дробильщиком, вслед за ним на Север приехала и жена с маленьким сыном Толей. Жили они в поселке под Шмидтихой, трудно, как и большинство, но дружно. Когда сын Анатолий вырос, то вслед за отцом пришел на НОФ – электриком в электрослужбу, а затем и его сын Геннадий, внук Василия Никаноровича, работал на НОФ.
«С НОФом я знаком с детства, отец иногда меня брал с собой на фабрику. Мальцом я облазил все здешние переходы, крыши и галереи. Представляете, как мальчишке было здесь интересно, – вспоминает нынешний глава династии Болоховых Геннадий Анатольевич. – После армии, а служил я в Германии, по совету отца пришел работать на фабрику. Вначале работал электромонтером в дробильном цехе, где когда-то трудился дед, затем в отделе автоматизации систем управления фабрики, потому что с детства увлекался электроникой. Еще семилетним мальчишкой я собрал свою первую электросхему, занимался на станции юных техников, участвовал в городских соревнованиях, а в 17 лет уже ремонтировал цветные телевизоры. Поэтому, придя на производство и начиная с 3-го разряда, я за полтора года благодаря упорству и настойчивости перешел на 6-й».
В «Норильскникельремонте» Геннадий Болохов уже почти четверть века, как перешел в производственное объединение «Норильскремонт» в 2000 году на механоэнергетический участок электромонтером сварочного оборудования, так и работает по сей день.
«Работа у нас непростая, ремонт сварочного оборудования требует и знаний, и опыта, – подчеркивает Геннадий Анатольевич. – Приходится постоянно повышать квалификацию, электрооборудование усложняется, внедряются компьютеры, все это очень интересно. Если раньше работали на сварочных трансформаторах переменного тока, то сейчас – аппараты инверторного типа. Я горжусь своей работой, приятно, что приношу людям пользу. Вот взять, к примеру, транспортеры подачи руды. Я в 1995 году вместе с наладчиками их монтировал, и они до сих пор работают, облегчают труд рабочих».
Болохов-старший рад, что и сыновья пошли по его стопам. У него их трое, младший, Сергей, в Москве, а старший и средний здесь, в Норильске, работают вместе с отцом в ПО «Норильскремонт». Отец говорит, что с малолетства приучал их к труду.
«Они родились в трудное время, перестроечное, Макар в 1989-м, а Данила – 1991-м. Мне самому тогда, чтобы прокормить семью, приходилось на четырех работах крутиться. Ребята всегда мне помогали, вот гараж вместе построили, они еще тогда подростками были, но отлично сработали. И теперь, став взрослыми и самостоятельными, всю мужскую работу умеют делать, у среднего сына машина, так он сам ее ремонтирует, – гордится отец. – Мне приятно, что старшие остались в Норильске, пошли работать по стопам отца и дедов, так что они уже четвертое поколение Болоховых на комбинате. Старший, Макар, – огнеупорщик, а Данила, средний, уже теперь ИТР. Хорошие ребята: и с руками, и с головой».
Братья Болоховы и правда работы не чураются. Макар после школы хоть и отучился в 105-м училище на электрика, но по специальности работать не стал. После армии устроился на работу в СУОР, специализированное управление огнеупорных работ ПО «Норильскремонт», огнеупорщиком.
«Отец хотел, чтобы я работал у него на участке, но я категорически был против. Мне протекция не нужна, я хочу всего сам добиться, – подчеркивает Макар Болохов. – У меня хорошая мужская профессия, трудная, но интересная. Сегодня у меня уже самый высокий разряд, к тому же я владею и смежными специальностями: стропальщик и машинист крепежных лебедок. Мы выполняем огнеупорные кладки при ремонте технологического оборудования на Медном, «Надежде», на ТОФ и НОФ, везде, где есть печи, поэтому необходимо уметь читать чертежи, понимать технологию производства работ, знать, какой размер кирпича как себя поведет. Ну и физически надо быть крепким, один огнеупор может достигать более 20 килограмм, а за смену иногда приходится перенести более 20 «пакетов», в каждом из которых 420 огнеупоров, вот и получается 30 тонн. Но мне моя работа нравится, интересно строить кладки. Вот вроде бы было все старое, прогоревшее, а затем мы выкладываем новые стены, своды, арки и поды, да так, чтобы без зазубренок все было, а шов не толще полутора миллиметров, почти ювелирная работа. И приятно, когда все получилось, все красиво, душа радуется, и про больную спину забываешь».
А вот рабочая биография Данилы началась с Никелевого завода, куда он устроился металлургом, почти случайно, по объявлению в газете, и отработал пять лет.
«Я всегда знал, что останусь в Норильске и буду работать в Заполярном филиале. После закрытия Никелевого в 2016 году мне предложили работать горняком, но я отказался. Решил пойти в «Норильскремонт», в специализированное управление огнеупорных работ, где работал Макар, только на другой объект, чтобы семейственность не разводить. Брат работает на Медном, а я – на «Надежде». Считаю, что с родственниками вместе лучше не работать, – объясняет Данила Болохов. – Сегодня я уже производитель работ, ИТР, выдаю огнеупорщикам задания, контролирую выполнение. Окончил Норильский индустриальный институт по специальности «горное дело». Дополнительно обучался в корпоративном университете «Норильский никель». Отец всегда нас учил, что нужно иметь как можно больше специальностей, чтобы всегда можно было на кусок хлеба заработать. Я по своему следую его советам, стараюсь двигаться по карьерной лестнице. Мне интересно учиться, постигать что-то новое».
Геннадий Анатольевич гордится сыновьями, а в душе лелеет надежду, что вдруг и внуки продолжат династию. У Данилы двое детей: сын и дочка, а у Макара – дочь.
«Не знаю, кем они будут, каждый пойдет своим путем. Вот внук Сережа, ему восемь лет, уже сегодня явно имеет конструкторское мышление, каждый день рождения мы ему дарим «Лего», он сам его собирает, причем заниматься этим может бесконечно, – гордится дед. – А девчонки как девчонки: танцы, бантики. Не знаю, в электрики и огнеупорщики они явно не пойдут, но есть много других хороших специальностей. Пусть растут, а там видно будет».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.