#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Предприятие технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ) второй сезон активно эксплуатирует мобильную диагностическую лабораторию. Не являясь альтернативной существующему диагностическому оборудованию железнодорожников, она представляет собой комплекс измерительных приборов различных параметров путей, дополняющий систему постоянного мониторинга их состояния.
В первую очередь, это ширина рельсовой колеи, определение дефектов в виде просадок, перекосов и неровностей полотна. Комплекс позволяет также обмерять инфраструктуру на предмет соответствия и иным параметрам с применением интеллектуальной аналитики в единицу времени по сравнению со своими техническими собратьями, часть которых находится на вооружении железнодорожников аж с 1935 года.
Машина с лабораторным оборудованием размещена в Норильске на базе автомобиля УАЗ «Патриот», способного передвигаться по рельсам за счет комбинированного оборудования. На борту находится целый комплекс специальных приборов: лазерные сканеры, которые фиксируют дефекты скреплений, видеокамера HD-качества, GPS-датчики, фиксирующие положение сделанного замера, и другая техника отечественной разработки.
Машина способна работать и зимой и летом, но в силу сильных норильских снегозаносов и большого количества техники, занятой на снегоборьбе, УАЗ с лабораторий железнодорожники стараются в зимний период без надобности лишний раз на трассу не выпускать. Кроме того, зимой пути с насыпью замерзают, а вместе с ними остаются неизменными и летние показания. Для этого периода достаточно использование более простых и мобильных средств измерений.
Мобильную диагностическую лабораторию обслуживают два оператора, которые занимаются онлайн-мониторингом параметров, и непосредственно машинист. Его роль на чисто автомобильном варианте железнодорожной техники выполняет по совмещению машинист путевых железнодорожных машин.
Новая система выполняет и фиксирует все измерения автоматически, дублирует на сервер, при этом дефекты классифицирует по категориям и выдает рекомендации по движению поездов на данном участке. С ручным путеизмерительным шаблоном железнодорожник может пройти за смену до пяти километров и сделать четыре измерения на один 25-метровый участок пути. Свои записи он передает мастеру, который анализирует полученную информацию и принимает решение. От замера до принятия решения проходит очень много времени, при этом в процессе может быть упущена какая-то часть информации с полотна.
В наших условиях железнодорожное полотно зимой расширяется вместе с влагой, образуя бугры. Летом мерзлота может таять, образуя просадки, в том числе скрытые. Это может повлечь понижение одного рельса по отношению к другому в момент нагрузки под составом. Новая машина-лаборатория может эти неисправности выявлять и анализировать с помощью искусственного интеллекта и выдавать рекомендации. Данные стекаются в бортовой компьютер мобильной лаборатории и дублируются в онлайн-сервис, где можно проконсультироваться со специалистами, имеющими доступ к этим данным.
Новый комплекс может пройти 50 и больше километров при наличии свободного перегона, делая замеры каждые пять миллиметров и автоматически фиксируя гораздо больше дефектов в режиме реального времени. На выходе автоматика выдает понятную для каждого мастера или бригадира диаграмму, которая принимается во внимание при планировании работ.
«Норильская железная дорога по-настоящему уникальна в своем роде. Здесь мы являемся основной транспортной артерией – перевозим до 20 миллионов тонн грузов в год, принимаем непосредственное участие в технологическом процессе всего промышленного производства на территории. Не будет преувеличением сказать, что железная дорога занимает достаточно важную роль в жизни Большого Норильска, поэтому поддержание ее в работоспособном состоянии – важная производственная задача», – говорит и.о. главного инженера, начальник технического отдела ПТЖТ Сергей Афанасов.
Больше фото о новой лаборатории можно посмотреть здесь.
Ранее «Северный город» писал о новой технике и современных методиках в подготовке к производственному сезону. В АБК станции Юбилейная железнодорожники обновили третий этаж.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.