#НОРИЛЬСК. «Северный город» – «Башня» – это символ коллективного созидания уникального арктического города. Каким будет будущее общественно культурное пространство, кто и чем его наполнит? Об этом в интервью «Северному городу» рассказал директор Агентства развития Норильска (АРН) Максим Миронов.

– Максим Николаевич, буквально недавно для будущего общественно-культурного пространства «Башня» отобрали потенциальных управленцев. Расскажите, пожалуйста, кто эти люди и какая задача будет стоять перед командой в ближайшее время?
– Над тем, кто будет управлять общественным пространством нового формата в нашем городе, задумались еще год назад и объявили всероссийский конкурс. На него заявилось почти 100 человек из Норильска и других городов страны. До финала, к сожалению, дошли не все.
Образовательная программа была непростая. Интенсивная теоретическая часть плюс выезды в командировки, для того чтобы знакомиться с другими успешными общественными пространствами, которые уже давно работают в нашей стране или недавно открылись, но оказались очень яркими.
На защиту вышли всего 19 человек. Все успешно защитились. Из этих 19 человек мы определили шорт-лист и лонг-лист. Уже провели индивидуальные собеседования и подбираем команду.
А с января следующего года эта команда начнет разрабатывать детальный сценарий программы, которая будет реализована в самой «Башне». Что-то, возможно, ребята возьмут из своих дипломных работ, потому что там тоже были интересные предложения, но все-таки большую часть программы им предстоит разработать с нуля.
– Если сбор команды для «Башни» уже вышел на финишную прямую, значит уже понятно, с чем предстоит работать и какие направления развивать. Каким будет наполнение будущего пространства и насколько это окончательное решение?

– Все-таки наполнение программами – это задача новой команды. Мы хотим, чтобы повторились какие-то тиражирования истории или примеры из других общественных пространств. Мы хотим, чтобы эта команда, во-первых, используя опыт, который она получила, и насмотренность, которая была у нее в общественном пространстве, используя свою творческую составляющую и во взаимодействии с нашими местными сообществами, жителями города, смогла это адаптировать в интересные сценарии и программы в нашем общественном культурном центре.
– Тем не менее, сам проект предполагает наличие определенных площадок. Этот проект как-то менялся? Или, может быть, сейчас какие-то появляются дополнения?
– Появляются сейчас. Более того, на мой взгляд, дополнения должны быть всегда, потому что мы хотим, чтобы это общественное пространство было очень разнообразным, чтобы оно всегда представляло интерес для тех, кто там уже побывал, чтобы хотелось прийти снова, увидеть что-то новое для себя и в визуальной части. То есть предстоит изменение каких-то интерьерных решений. Должны быть различные новые сценарии, программы, чтобы можно было приходить снова и снова и понимать, что ты каждый раз приходишь в такое живое место, которое постоянно меняется под потребности жителей и под какие-то новые веяния, тренды, запросы горожан.
– А как шла работа над концепцией «Башни»? Наверняка за основу брали уже упомянутые вами успешные практики в других городах или, может быть, даже в других странах? На что вы ориентировались и чем вдохновлялись?
– Конечно, так как это для нас абсолютно новая работа и новый формат создаваемого пространства, мы познакомились с командой «Благосферы» — это общественный центр в Москве. Сначала побывали у них, потом пригласили к себе. И дальше вместе с ними мы проводили целую серию встреч с жителями города, с разными сообществами и узнавали, какие идеи нравятся жителям города, что бы они хотели там реализовать, чем бы интереснее было заниматься, как проводить досуг. И все это интегрировали в техническое задание при разработке дизайна.
– «Башня» даже вошла в план социально-экономического развития Норильска. Как проект туда попал и какую работу вам пришлось для этого проделать?
– Если мы говорим про комплексный план социально-экономического развития, то в нем зафиксировано в основном строительство домов, ремонт коллекторного хозяйства. В этом участвует компания «Норникель», городские, региональные и федеральные власти. Но есть еще программа допфинансирования, и как раз «Башня» относится к тем объектам, которые компания взяла полностью на себя и реализует за счет своего финансирования. Это очень важно, что, помимо тех значимых изменений для города в части строительства нового жилья и в целом ремонта городской инфраструктуры, компания, софинансируя в значительной части эти объекты, еще имеет свою дополнительную программу по реализации таких важных социальных объектов, которые в целом меняют даже формат города и приспосабливают его больше для жителей.
– Сейчас в общественных пространствах, как правило, большое внимание уделяют именно интерьерам. Какой будет стиль в «Башне» и что станет изюминкой оформления?
– Мы в проекте постарались сохранить практически все значимые интерьерные решения, которые были сделаны. В некотором смысле просто осовременили интерьер и сделали чуть шире функционал от того, какой он был. Поэтому «Башня» будет внутри узнаваема. То есть все элементы, которые были нам родные, балясины на лестничном марше и прочие решения, сохранены. Но при этом внутренняя трансформация под разные мероприятия, события – возможность такой трансформации появится в этом месте.

Изюминкой будет первый этаж, из которого мы планируем создать променадную зону. Предполагается такая как будто закрытая улица, где будет много растительности. Можно будет прогуляться, посетить кафе, игровой центр или просто посидеть отдохнуть, позаниматься какими-то делами. Еще одной изюминкой станет колонна с вертикальным озеленением открытого типа, которая будет размещена по всем этажам. Она будет прямо в пролете лестничного марша от первого до седьмого этажа.
– А на какую целевую аудиторию рассчитана «Башня»? Мы понимаем, что пространство будет открыто для всех, но, возможно, есть какая-то направленность в плане возраста или интересов?
– По возрасту мы не видим ограничений. Мы больше говорим про активную позицию людей. «Башня» будет больше рассчитана на тех, кто любит город, кто хочет созидать, делать что-то новое, развиваться и создавать для города какие-то новые события или новые проекты. Наверное, посыл будет такой. А вообще, конечно, двери «Башни» будут для всех открыты. И мы постараемся сделать так, чтобы все сценарии учитывали очень широкую аудиторию.
– Мы часто слышим, что в Норильске не хватает площадок для реализации разовых проектов, например фестивалей, мастер-классов, форумов. В нашем городе очень активны те же некоммерческие организации, которые часто выигрывают гранты. Если раньше это был только «Мир новых возможностей» от «Норникеля», то сейчас общественники, набравшись опыта, участвуют и в других программах. И всем им нужно место. В «Башне» оно найдется?
– Конечно, одна из задач «Башни» – это партнерство. Социальное партнерство – это как раз взаимодействие с некоммерческими организациями, с сообществами и даже с коммерческими организациями. Потому что те же самые бизнес-компании могут проводить для своих коллективов какие-то образовательные программы, тренинги, семинары. Мы это будем поддерживать. Конечно, в Норильске уровень НКО значительно вырос. Проекты, которые они реализуют, действительно очень крутые и классные по своей проработке. Мы видим постоянный рост. И здорово, что часть этих проектов можно будет реализовать также в «Башне».

– «Башня» заявляется как общественно-культурное пространство, а культура – это всегда какие-то глубокие смыслы. Какие же смыслы или, возможно, даже отсылки закладывали в этот проект?
– Смысл – это формирование культуры поведения, которая направлена на уважение нас и жителей друг к другу и любовь к своему городу. То есть все-таки «Башня» – это символ такого коллективного созидания нашего уникального арктического города, аналогов которому нет в мире. И мы бы хотели, чтобы все жители этим гордились, участвовали в его развитии, и именно это закладываем в проект «Башни».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.