#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В Совете Федерации предложили законодательно установить для граждан время на размышления перед взятием потребительского кредита. Это поможет людям уберечься от мошенников, которые настаивают на взятии займа, заявил член конституционного комитета Александр Башкин.
Автор идеи считает, что экспертам и законодателям необходимо подумать о создании соответствующего защитного механизма, который убережет потенциальных жертв обмана.
«Нужно дать какое-то время, чтобы люди одумались, очнулись. Натиск мошенников иногда действительно дезориентирует, особенно людей неподготовленных», – отметил сенатор.
При этом, по мнению парламентария, банки, которые заинтересованы в желании заработать, должны сами заботиться о безопасности и благополучии своих клиентов. Например, в настоящее время при переводах есть небольшая пауза, чтобы у человека было время аннулировать перевод, если он мошеннический.
«Подобная пауза перед выдачей кредита может составлять несколько дней, чтобы жертва злоумышленников могла еще раз все взвесить перед дальнейшими действиями», – добавил Александр Башкин.
В свою очередь зампред Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Артем Шейкин уже подготовил законопроект, который изменит алгоритм предоставления потребительских кредитов. Как пояснил сенатор, поправки должны сделать борьбу с телефонным банковским мошенничеством эффективнее, пишет ТАСС.
Так, финансовая организация должна будет удостовериться, что гражданин заключает договор по своей воле, намерен исполнять его условия и что он платежеспособен. Кроме того, банки обяжут разъяснить заемщику последствия заключения договора займа под влиянием насилия, угрозы, обмана или на крайне невыгодных условиях.
Парламентарий подчеркнул, что кредитные организации будут обязаны вести аудиозапись разговора с заемщиком при обращении с вопросом о кредите. Она может пригодиться следствию при производстве по делам о мошенничестве. С ее помощью можно будет установить, находилась ли жертва под психологическим воздействием при заключении договора, задал ли сотрудник банка заемщику все необходимые вопросы. Если банк не выполнил правила, договор признают недействительным, а заемщика – освободят от обязанности возвращать деньги.
Актуальность подобной меры объясняется масштабами телефонного мошенничества при оформлении кредитов. Так, по данным Центробанка России, в 2022 году злоумышленникам удалось похитить у клиентов банков 14,1 миллиарда рублей, а за шесть месяцев 2023 года – 4,5 миллиарда рублей, говорится в сопроводительных документах к закону.
Ранее «Северный город» рассказывал, что россиянам все чаще стали приходить фальшивые письма от имени судебных приставов с требованием погасить задолженность; житель Норильска перевел мошенникам почти шесть миллионов рублей – мужчина решил подзаработать на инвестициях на бирже, но прогорел сам и подвел товарищей.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.