#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Научные сотрудники «Заповедников Таймыра», занимающиеся проблемой сохранения популяции дикого северного оленя, подготовили пакет предложений губернатору Красноярского края Михаилу Котюкову в дополнение к ранее разработанным рекомендациям, с которыми природоохранная организация выходила в профильные ведомства.
Наряду с другими мерами, направленными на поддержание уникального биологического ресурса Таймыра, необходим, по убеждению норильских ученых, единый региональный научный центр, как на Чукотке и Ямале, который будет консолидировать информацию, полученную разными ведомствами, и выдавать результат ее обработки в виде лимитов и квот. Чем в свое время занимались охотоведы Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крайнего Севера.
Во время пресс-конференции в Объединенной дирекции заповедников Таймыра по итогам полевого сезона – 2023 руководитель научного отдела доктор биологических наук, заслуженный эколог РФ Леонид Колпащиков отметил, что в советское время НИИСХ Крайнего Севера ежегодно в сентябре-октябре по окончании планового отстрела оленя проводил авиаучет дикого стада. И уточнил, что к началу 2000-х годов поголовье оленей превышало миллион особей.
«Это было самое крупное стадо на Таймыре. Сегодня уже мы имеем данные, чтобы категорически закрыть промысел дикого оленя. Иначе уникальная популяция может исчезнуть совсем», – рассказал Леонид Александрович.
Предостережение норильских ученых звучит уже не первый раз. Так, много лет они говорят и пишут в своих исследованиях о браконьерстве на Таймыре, отмечая, что нелегальные охотники ежегодно отстреливали 80–100 тысяч голов, срезали панты с живых оленей. Только в 2016 году варварским способом было заготовлено 20 тонн неокостеневших рогов.
В 2019-м правительство Красноярского края приняло постановление о запрете на срезку пантов дикого северного оленя. Также в 2020 году был внесен запрет на срезку пантов с живых северных оленей. Эти победы можно записать в актив, в том числе ученых Объединенной дирекции.
По-прежнему острой проблемой является гибель молодняка при переправе через реки: по неуточненным пока данным, доля телят в таймырском стаде в последние годы уменьшилась в два-три раза. Эти и другие факторы подтверждают выводы норильских ученых: не закрыв промысел, потеряем уникальный биологический ресурс.
Об этом от имени Объединенной дирекции заповедников Леонид Колпащиков говорил в прошлом году на охотхозяйственном совете Красноярского края. Природоохранная организация выступила за установление лимита на изъятие дикого северного оленя в 2,5 процента и сроков охоты с 15 августа по 15 ноября на Таймыре и с 1 октября по 1 января в Эвенкии, а также введение запрета на промысловую, любительскую и спортивную охоту в угодьях Таймыра и Эвенкии на сезоны 2022 и 2023 годов.
«Жестко контролируемая охота поможет изменить плачевную судьбу таймырских оленей, – добавил Михаил Бондарь, заместитель директора «Заповедников» по науке и экологическому просвещению. – Но, запретив промысел, нужно высчитать квоту, которую могут использовать на питание коренные малочисленные народы Таймыра, с учетом биологической способности популяции воспроизводиться – если этим фактором пренебречь, мы просто будем доедать популяцию».
В программе по сохранению дикого таймырского стада, разработанной в Объединенной дирекции, отмечается, что в последние два десятилетия авиаучеты оленя проводят разные ведомства. Получаемые результаты весьма разноречивые и часто основываются на экспертных оценках и предположениях. Среднее арифметическое число, выведенное в 2020–2021 годах, – около 250 тысяч особей диких северных оленей.
Во время авиаучета-2022 научные сотрудники «Заповедников Таймыра» насчитали около 104 тысяч особей. Михаил Бондарь с коллегами склоняется к тому, что общая численность таймырской группировки в период учетных работ составила 140–150 тысяч особей. Это все, что сохранилось от стада в миллион с лишним голов?! Не факт.
Научные сотрудники Объединенной дирекции констатируют: к настоящему времени они не располагают объективными данными о количестве оленей и структуре таймырской популяции. Острая нехватка достоверной информации по динамике численности, половозрастному составу, плодовитости, территориальному размещению стада не позволяет выработать стратегию охраны, рационального использования ресурсов и принять обоснованные решения на федеральном и региональном уровне.
А единая система управления популяцией диких северных оленей крайне нужна! Программа, разработанная учеными «Заповедников Таймыра», могла бы стать основой построения в Красноярском крае структуры экологического мониторинга. Без чего не получится установить обоснованные режимы хозяйственного освоения ресурсов и охраны диких оленей.
Ранее «Северный город» сообщал, что итоги мониторинга 2023 года, который проводили на Таймыре Министерство экологии края и ученые Сибирского федерального университета, станут отправной точкой для авиационного учета численности таймырской популяции оленей в 2024 году. А также цитировал якутского омбудсмена, который предложил перенести сроки охоты на дикого северного оленя с зимы на весну.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.