#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Красноярское краевое отделение Русского географического общества продолжает координировать восстановление исторического самолета Дуглас С-47 «Борт Тюрикова», который должен стать интерактивным музейным экспонатом, сообщает сайт РГО.
Перед отправкой в экспедицию «Преображение Таймыра» председатель Красноярского отделения РГО Игорь Спириденко побывал на новосибирском аэродроме «Мочище», где ведутся восстановительные работы ленд-лизовского самолета, вывезенного с Таймыра шесть лет назад. В состав делегации РГО вошел и Дмитрий Скобелев. Представитель семьи бортрадиста «Дугласа» Алексея Смирнова был соорганизатором и участником проекта «Борт Тюрикова. Возвращение».
Игорь Спириденко отметил, что, учитывая выявленные при детальном обследовании неисправности систем, агрегатов и моторов, а также удорожание деталей и возникшие трудности по доставке оригинальных материалов из-за рубежа, специалистам сложно работать, но реставрация не останавливается.
«Мы рассчитываем получить самолет в конце 2024-го – начале 2025 года. После этого «Борт Тюрикова» вернется в Красноярск. Планируется, что он будет представлен в качестве интерактивного музейного экспоната в будущем Музее освоения Севера на острове Молокова», – пояснил Игорь Спириденко.
По его словам, специалисты компании «Геликоптер», занимающиеся реставрацией реликвии, доставленной в Новосибирск в декабре 2021 года, проделали большой объем работы.
Руководитель комиссии Красноярского краевого отделения РГО по сохранению исторической памяти Александр Матвеев подготовил подробный отчет по данному этапу реставрации. Из него следует, что силовой набор наиболее пострадавшей передней части фюзеляжа уже восстановлен до начальной линии нулевого шпангоута и полностью готов к обшивке. Также полностью собраны и готовы к установке основные стойки шасси.
«Удалось подобрать камеры от современной авиатехники для восстановления колес исторического самолета. Ведутся работы по предварительному монтажу основных стоек в центроплан. Окончательно окрашен киль, также полностью собран и окрашен стабилизатор хвостового оперения, навешены рули. Покрасочные работы проведены и внутри некоторых помещений фюзеляжа, – рассказал Александр Матвеев. – Значительно продвинулась реставрация радиорубки. Установлен стол радиста и шасси для монтажа радиоаппаратуры. Для реставрации приборной панели пилотов будут изготовлены макеты для тех приборов, которые были полностью утрачены. В результате панель приобретет цельный вид. Отреставрирован санитарный отсек в хвостовой части фюзеляжа, установлены умывальник и бак для воды, полностью покрашены стены. Кроме того, уже закончен и готов к установке стабилизатора технический хвостовой отсек, где уже смонтирована стойка хвостового колеса. Сейчас идет работа по реставрации поверхностей консолей».
До этого была полностью закончена реставрация обоих двигателей и воздушных винтов, причем двигатели восстановлены до состояния музейного экспоната, исторически достоверно окрашены, налажены все вспомогательные агрегаты двигателей (стартеры, генераторы, маслонасосы) и даже маркировка производителя.
Напомним, что в 2018-м проект «Борт Тюрикова. Возвращение» стал победителем Премии Русского географического общества в номинации «Лучшая экспедиция по России». В 1947 году американский самолет Дуглас С-47, попавший в Россию по ленд-лизу, совершил аварийную посадку на севере Красноярского края, в 180 километрах севернее поселка Волочанка. Командиру экипажа Максиму Тюрикову удалось спасти всех людей, находившихся на борту, но сам командир и бортрадист Алексей Смирнов погибли. Самолет пролежал в тундре 70 лет.
Ранее «Северный город» сообщал о том, что РГО наградило Красноярское краевое отделение серебряным знаком отличия.