#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Безопасность прохождения судов по Северному морскому пути и повышение эффективности грузоперевозок обеспечит создание единой цифровой платформы сервисов СМП. Об этом, как сообщает ТАСС, заявил заместитель директора дирекции Севморпути «Росатома» Максим Кулинко.
Разработка единой цифровой экосистемы оценивается более чем в пять миллиардов рублей. Первая очередь системы должна быть запущена в опытную эксплуатацию уже в середине 2023 года, а к июню 2025 года сервисы СМП должны заработать полноценно.
«По нашим оценкам, когда единая цифровая платформа Севморпути будет реализована и запущена, а вся информация, стекающаяся в штаб морских операций, будет обрабатываться нашей системой, это существенно повысит возможность прогнозирования ледовой обстановки со всеми вытекающими экономическими последствиями. Мы поступательно показываем, что расширяем навигационное окно по Севморпути, маршрут становится все более и более безопасным, наращивается ледокольный флот, за счет всего этого будет расти и экономическая эффективность», – сказал Кулинко.
Планируется, что в состав системы войдут девять сервисов, предоставляющих данные о погодных и ледовых условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов, возможность оформления разрешений на проход судов по СМП, мониторинг, диспетчеризацию и управление работой флота. Для использования этих сервисов не понадобится дополнительного оборудования, достаточно будет установить специальное ПО.
Один из блоков цифровой платформы будет выполнять роль «биржи перевозок» для грузоотправителей и судовладельцев, с помощью которого они смогут получать информацию о маршрутах от Санкт-Петербурга до Владивостока, расписании и загрузке судов. Другой блок будет синхронизирован с ситуационным центром правительства РФ.
«Эта часть системы рассчитана на федеральные органы как некий ситуационный дашборд, где мы будем понимать объем перевозок по СМП, какие грузы в разрезе идут, какие суда находятся на СМП, объем выданных разрешений и так далее», – уточнил Кулинко.
В настоящий момент «Росатом» разрабатывает новые источники информации, которые будут использоваться для обеспечения круглогодичной навигации по Севморпути. Это бортовые измерительные комплексы, которые будут устанавливаться на суда и по ходу движения автоматически измерять толщину и сжатие льда, в том числе под снегом.
Попутно должна усиливаться наземная инфраструктура по приему иностранных спутников, в первую очередь китайских, и устанавливаться авиакомплексы для тактической ледовой разведки. Летательные аппараты смогут давать радиолокационную картинку о состоянии ледовой обстановки в радиусе 200 километров.
Такая платформа позволит избегать аварийных ситуаций вроде той, что сложилась в 2020 году в восточной части СМП, когда 24 судна, вышедшие с опозданием, замерзли, и пришлось привлекать ледоколы, что привело к большим финансовым потерям. Подобная ситуация сложилась и в 2021 году. Тогда ледоколы «Норникеля» вывели из ледового плена семь судов – спасательная операция была успешно завершена.
Ранее мы рассказывали о новых планах развития Севморпути, о том, что к середине века льды северных морей могут начать полностью таять летом и что Енисейское речное пароходство признано лидером отрасли по итогам 2022 года.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.