#НОРИЛЬСК. «Северный город» – 90 лет назад в мае самый известный в Норильске геолог, в собрании наград которого есть звание почетного гражданина Норильска и ветерана Норильского комбината, завершал свою миссию географа с мировым именем, нанося на карту дотоле неведомые никому контуры очередного острова архипелага. Средством передвижения служили собачьи упряжки.
Честь открытия Северной Земли принадлежит гидрографической экспедиции Бориса Вилькицкого, увидевшей ее краешек в 1913 году. Очертания островов архипелага нанесли на карту в 1930–1932 годах известные в стране полярники Георгий Ушаков и Николай Урванцев. Первый осуществлял общее руководство Североземельской экспедицией, второй взял на себя выполнение всех научных работ: съемку, определение астрономических пунктов, геологические, морфологические и другие исследования.
Оба героя подробно рассказали о своих леденящих душу приключениях на Северной Земле в отдельно изданных книгах. Главка, посвященная географическим подвигам первопроходцев архипелага, есть и в книге Урванцева «Таймыр – край мой северный». Маршрут по острову Большевик, начавшийся в апреле 1932 года, конечно же, тоже не обошелся без историй с трещинами на льду под палаткой, преградами в виде торошенных льдов, встреч с белыми медведями.
«Стена сплошного нагромождения льдов шиной 200 метров стоит вплотную у берега. Дальше в море они более разреженны. Лавируя между ними, пожалуй, можно было проехать… Выбрали место, где ледовый вал поуже, и стали топорами расчищать дорогу для перехода. К счастью, погода нам благоприятствовала – ясно, тихо, да и мороз небольшой, градусов 20. Работали в одних рубашках. После переноски груза на руках перетащили нарты, а потом на спинах – собак. Сами они через этот хаос ледяных глыб перебраться не могли», – это всего лишь одна из историй, которыми наполнен путь по оконечностям острова.
Окончание истории еще интереснее. Путешественники выбираются на сушу, ставят палатку, кормят собак и засыпают, выпив чаю с галетами. Утром, выйдя из палатки, Урванцев ахает: там, где они ехали вчера, расстилается открытое море, льда нет и в помине.
20 мая Ушаков и Урванцев подходят к фиорду Тельмана, откуда началась съемка. Очередной вояж закончен, впереди обследование оставшегося острова – Пионер. На основную базу исследователи возвращаются 28 мая, пробыв в пути полтора месяца и пройдя 1118,9 километра.
«Это был самый большой маршрут за всю экспедицию», – свидетельствует Урванцев.
Съемка и изучение Северной Земли продолжалась два с половиной года. На собаках было пройдено пять тысяч километров, для увязки съемок определено 17 астрономических пунктов, позволивших нанести на карту все очертания с большей точностью. На основании этих материалов были составлены карты Северной Земли.
Документальные подтверждения далеких событий – негативы и фотографии, сделанные Урванцевым на Северной Земле, хранятся в Музее Норильска, имевшем на факт передачи статус музея Норильского комбината. У горожан очень популярен Первый дом Норильска, построенный участниками геолого-разведочной экспедиции Николая Урванцева в 1921 году, а также памятник геологу в скверике у музея. Правда, в последнем случае популярность иногда выражается странным способом: с первопроходца время от времени пытаются «снять» очки, запотевшие стекла которых причиняли ему так много неудобств как во время зимовок в Норильске, так и в ледяных просторах Северной Земли.
Ранее мы писали о том, как в 1922 году участники экспедиции Урванцева впервые отметили в Норильске Новый год, о перформансе в честь 100-летия домика Урванцева и гашении почтового конверта, посвященного этому событию.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.