#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Перейти на новую модель планируют летом 2023-го. Целый год по инициативе Агентства развития Норильска, местных властей и при поддержке «Норникеля» в Норильске проводили большое исследование. И на его основе специалисты составили целый список предложений, чтобы повысить уровень комфорта для пассажиров.
Специалисты выяснили, что каждый норильчанин в среднем совершает одну поездку в день на общественном транспорте – именно на нем чаще всего передвигаются жители города. На втором месте личный автомобиль, на третьем такси, на четвертом служебные машины. Целый год эксперты, входящие в рабочие группы при правительстве России и Минтранса страны, исследовали норильскую систему общественного транспорта. Измерили пассажиропоток, проанализировали маршрутную сеть, провели опрос порядка двух тысяч северян на тему качества обслуживания. По данным исследователей, чаще всего горожане жалуются на режим работы автобусных маршрутов, расположение остановок и время ожидания. Средняя оценка норильского транспорта от горожан 2,5 балла из пяти возможных. Какие узкие места наши эксперты? Например, параллельную работу автобусов муниципальных, которые работают по регулируемым тарифам, и частных с нерегулируемыми тарифами.
Евгений Алексеевич, директор по развитию городского транспорта ООО «Центр экономики инфраструктуры» (Москва):
«35-й маршрут дублирует 31-й по большей части. 26К дублирует 22-й по большей части. То есть маршруты дублируют друг друга. И просто одна и та же транспортная работа распыляется между перевозчиками, вместо того чтобы сделать единую организацию, которая позволила бы следить за тем, насколько качественно выполняются перевозки».
Среди минусов исследователи также отметили, например, неравномерность транспортного обслуживания в разных районах. Так, по Талнаху курсирует довольно много автобусов, но частные перевозчики заканчивают работу рано. При этом в половине Кайеркана стабильного автобусного сообщения просто нет. По Центральному району проложено множество маршрутов, но ходят по ним автобусы редко, а это говорит о ненадежности общественного транспорта, отмечают эксперты.
Евгений Алексеевич, директор по развитию городского транспорта ООО «Центр экономики инфраструктуры» (Москва):
«В целом если говорить о тех изменениях, которые мы предлагаем сделать, то сегодня существует 25 маршрутов автобуса и семь маршрутов по нерегулируемым тарифам. Всего предлагается сохранить 25 маршрутов автобусов. То есть из 32 сделать 25, но в то же время – чтобы они все были по регулируемым тарифам. Что касается Кайеркана, то предлагается на 31-м маршруте исключить заезд на Надеждинский завод к АБК «Южный» и ЦБК. Сделать этот маршрут чисто для движения из района в район, но продлить его по Ленинскому проспекту от АДЦ до остановки «Хлебозавод». В то же время для работников Надеждинского завода и тех, кому туда нужно попасть, будут введены два отдельных маршрута – это 32-й со стороны Кайеркана и 34-й со стороны Норильска. Что касается маршрутов в аэропорт, то предлагается организовать маршрут №50, который бы следовал не от АДЦ, как 33-й, а от Талнаха. Кроме того, мы предлагаем восстановить движение до молокозавода, вот 11-й маршрут можно вернуть на молокозавод. И организовать впервые движение общественного транспорта по Хантайской улице, где его сейчас нет и, насколько я знаю, не было раньше. Кроме того мы предлагаем также организовать движение по улице от Набережной Урванцева до Комсомольской и по улице Дзержинского, где сейчас общественный транспорт не ходит».
Говорили еще и о том, что на ключевых остановках необходимо смонтировать теплые павильоны, создать удобные пересадочные узлы в Талнахе и в районе хлебозавода в Центральном районе, автобусы использовать низкопольные. В них комфортнее заходить. И оформить их все в одном стиле. У норильчан возник ряд вопросов.
– Раньше было – общественный транспорт шел к горнолыжке. У нас довольно много людей, которые пользуются услугами. И им приходится заказывать такси.
Евгений Алексеевич, директор по развитию городского транспорта ООО «Центр экономики инфраструктуры» (Москва):
– Автомобильной дороги общего пользования, соответствующей нормативам, которая бы вела на горнолыжку, нет, поэтому сделать предложение пустить туда общественный транспорт мы не смогли.
– Прозвучала «школа искусств». Дети добираются туда только на такси, а там кармашек есть.
– К сожалению, там теплотрасса. И вообще особенности улицы не позволяют сделать там дополнительную остановку».
– Доставка работников «Надежды» на промплощадку. Этим вопросом занимаются с 2015 года. Как общественные представители письма писали, слали фотографии и тому подобное. Если я правильно понял, то интервал движения там где-то семь минут – это много. В пиковый час это много. Пять минут, не больше.
– Здесь надо просто мониторить, какой пассажиропоток реально. Если мы понимаем, что не вывозит предлагаемое количество рейсов, значит интервал, конечно, нужно будет сократить.
В любом случае новая транспортная модель должна быть пластичной и меняться по мере необходимости, отмечают специалисты. А перейти на нее планируют летом следующего года.