#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Что роднит звездных хоккеистов и компанию «Норникель»? Они добились успехов и признания на мировом уровне. Во время визита на Медный завод Александр Могильный узнал, что за смену, стоя у жарких печей, плавильщики могут потерять два-три килограмма веса. Хоккеисты на льду во время жарких баталий теряют и больше. Горячая работа – еще одна точка касания.
Александр Могильный, или Александр Великий, – живая легенда мирового хоккея, олимпийский чемпион и чемпион мира, обладатель Кубка Стэнли, снайпер, бомбардир, нападающий, первый спортсмен из России, возглавивший команду НХЛ, – заходит в здание АБК Медного завода в куртке «ТехноАвиа», наброшенной на серый итээровский костюм «Норникеля». Почетный гость, как и все, дышит в алкотестер и отправляется на инструктаж по технике безопасности.

Дело не обходится без автографов для желающих. Росчерк звезды хоккея венчает цифра 89: Александр Могильный решил играть в НХЛ под этим номером – в честь года, когда он стал чемпионом мира, а также номера, под которым он был задрафтован годом раньше в одну из команд Национальной хоккейной лиги.
Известно, что знаменитый хоккеист любит свой родной Хабаровск, где сейчас обосновался. Ему также нравится иногда погулять по Москве. Ездит в метро. Уверяет, что никогда не считал себя суперзвездой. Когда смотрит хоккей, мысленно всегда играет. Не любит, когда в мире совершается что-то несправедливое. Помогает своим детям (их трое) встать на ноги, и маме – в дачный сезон с посадками. По Хабаровску ездит на дизельном Land Cruiser 200. Не может представить себя на охоте: животных убивать не согласен ни за что. В настоящее время – президент хабаровского «Амура», член правления Ночной хоккейной лиги.
Красавчик актер Кравченко рассказывает в ТБ-ролике про соблюдение правил охраны труда на металлургическом заводе: про электровозы, краны, горячие предметы и прочие опасности, подстерегающие рассеянных и невнимательных.
Товарищ Александра Могильного по ледовому полю Павел Буре уже менял профессию на одной из рудных площадок «Норникеля» – поработал машинистом ПДМ. Андрей Аршавин возил руду на ТОФ на карьерном самосвале. Александр Гуськов управлял локомотивом на островной норильской железной дороге. Александру Могильному предстоит узнать, как производится норильская медь, и поработать на линии пакетирования катодов.

Коридоры от АБК до цехов длинные, и уже по дороге представитель завода Александр Кончаков успевает засыпать гостя информацией: рассказывает про штейн, конвертеры, черновую медь, анодные печи и печи Ванюкова, аноды и катоды. С гордостью – про отличное качество норильской меди, имеющей высшую марку М00-К с содержанием металла 99,99 процента.
Гость интересуется, что за переход, по которому он движется к цели.
«Крытая галерея сделана специально, чтобы рабочие, переодевшись в АБК в спецодежду, могли отправиться на рабочие места не по улице, – поясняет представитель завода. – Погода, правда, нынче балует, морозов не было, но ветра…»

Маршрут захватывает плавильный участок №3 плавильного цеха. Здесь гостя впечатляет горячая анодная карусель с раскаленными анодами и «костром» посредине. Остыв, из огненно-красных катоды превратятся в белесые толстые квадраты, содержащие примеси, в том числе и драгметаллы. Из каждого анода получится три катода, которые гостю и предстоит увязывать в стопки.
Драгоценные металлы во время электролиза выпадут на дно ванны в виде шлама – поясняет гостю Александр Кончаков. Шлам почистят, посушат и отправят в металлургический цех для дальнейшего обогащения и переработки, а затем полученные концентраты уедут на материк для изготовления конечной продукции. Это ювелирные изделия, зеркала для лазерной техники, сверхвысокочастотная техника, аппаратура для радиосвязи и телевидения, печатные платы, медицинское оборудование, в частности кардиостимуляторы, – много красивых, полезных и уникальных предметов.
«У «Норникеля» первое место в мире по производству палладия, четвертое – по производству платины и родия, – напоминает Александр Кончаков. – Медь занимает второе по популярности место среди всех цветных металлов, используется в электротехнике, электроэнергетике, автомобилестроении, судостроении, производстве кабеля и проводов».

Конечная цель Александра Могильного – склад готовой продукции №1. Александр Кончаков показывает гостю стопки катодов медного цвета, которые едут по конвейеру к месту упаковки. Здесь робот снимает их, укладывает в пакеты и обвязывает стальной лентой. К каждой вязанке крепят бирку и указывают вес. Мировая биржевая цена на медь сегодня более десяти тысяч долларов за тонну, а каждый такой пакетик весит примерно 2450 килограммов.
Александру Могильному предстоит освоить двойную профессию: чистильщик продукции – оператор линии пакетирования. Начальник участка Балакардаш Рамалданов поясняет, откуда взялось слово «чистильщик».
Драгоценные металлы – это здорово, но именно из-за них на некоторых катодах появляются шишечки-наросты – дендриты. Они считаются браком, и их нужно убрать. В пакетах должны быть только ровненькие катоды. На линии предусмотрен узел пробоотбора, чтобы можно было указывать в сертификатах качества наличие примесей.

Когда автоматизированной линии упаковки не было, катоды кидали вручную. К профессии чистильщика добавилась вторая – оператор, это означает, что человек должен знать машину – сложный узел, связанный с гидравликой. На операторов учат в корпоративном университете «Норильский никель».
Александр Могильный и его наставник Андрей Каспирович обмениваются рукопожатиями у пульта управления, мигающего зелеными и красными огоньками. Андрей объясняет звезде хоккея задачу, и вот уже Александр Великий, на счету которого сотни забитых голов, передвигает нужные рычаги, и катоды «Норникеля» пакуются в стопки. Почетный гость дарит своему наставнику на память пакет с сувенирами и делится впечатлениями:
«В прошлом году я спускался в шахту, 400 метров вниз, и минут 20 ехал на вагонетке, а потом еще минут 15 на какой-то машине с огромными колесами и одной скоростью. Впечатления, конечно, незабываемые. А сегодня побывал на этом уникальном заводе – и это нечто. Такого никогда в жизни не видел».

Андрей Каспирович польщен доставшейся ему ролью:
«Интересно познакомиться со звездой хоккея, я и сам люблю спорт, несколько лет играл в баскетбол за Медный завод».
На обратном пути Александр Могильный снимается на память у отполированных юбилейных катодов. Затем, уже в АБК завода, с интересом останавливается у макета завода, площадь которого в натуральную величину составляет 230 гектаров.
«Это что-то нереальное. Смотришь и думаешь: в холод же строили, не было оборудования такого, как сейчас. И это сделали люди, своими руками. Очень интересно было, незабываемая экскурсия», – благодарит гость завода своего провожатого.

Александр Кончаков объясняет звезде хоккея, каким образом и откуда на завод поступает сырье – в жидком виде, по трубам с обогатительной фабрики.
«Оно раскаленное?» – интересуется гость.
Нет, поясняют ему. Температура +1200 градусов – это уже плавка в печах Ванюкова. Там так жарко, что плавильщики за смену могут терять до двух-трех килограммов веса. Гость оживляется: с хоккеистов на льду тоже сходит семь потов.
«Бывают игры – и побольше теряешь. И тут и там работают настоящие профессионалы», – заключает Александр Великий.

Попробовать себя в роли плавильщика гостю пока не предложили. Это сложнее, а вечером хоккеисту предстоял выход на лед в составе команды олимпийских чемпионов. Встреча на Медном закончилась пожеланием не терять спортивную форму ни любителям, ни профессионалам, завершившим основную карьеру:
«Это надо продолжать. Если остановишься – зачерствеешь: и мышцы, и суставы, и голова перестанут работать. Недаром же говорят: спорт – это жизнь, движение – это жизнь. Надо двигаться. Мы сейчас катаемся три раза в неделю, когда я нахожусь в Москве с ребятами. Но, конечно, не так много, как раньше. Болезни, травмы дают о себе знать».
Ранее мы писали, как Андрей Аршавин доставил руду на ТОФ и как Александр Гуськов управлял локомотивом на железной дороге.
А также о юбилейном благотворительном матче на льду «Арктики».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.