#НОРИЛЬСК. «Северный город» – За Талнахом появится новая станция Мокулай, возрождаются закрывшиеся в конце прошлого века станции Тундра и Вологочан в 20 километрах и 40 километрах от Дудинки. Журналисты «Северного города» увидели, что происходит на Вологочане.
Увеличения мощностей островной Норильской железной дороги потребовала реализация крупных инвестиционных проектов «Норникеля»: «Серный проект», разработка Мокулаевского месторождения, модернизация производства Талнахской обогатительной фабрики. Уже летом начнется активная фаза их реализации, что значительно увеличит объемы грузоперевозок как готовой продукции, так и материалов для строительства. Вот почему запуск некоторых железнодорожных объектов произойдет в самое ближайшее время.
Посмотреть, как идет обустройство новых железнодорожных станций, журналистов повезли на место. Пурга набирала обороты, поэтому очень кстати в нашем распоряжении оказался проходимый «Урал». Проводники журналистов одновременно в прошлое и будущее Норильской железной дороги – Сергей Афанасов, начальник бюро по повышению эффективности производства этого предприятия, и Андрей Сычев, главный инженер службы сигнализации и связи Предприятия технологического железнодорожного транспорта.
Вот и Вологочан – несколько стационарных заброшенных строений в 40 километрах от Дудинки, олицетворяющих прошлое, и соседствующие с ними контейнерные модули – веяние нового времени. Сейчас как раз идет заправка топливом и пусконаладка двух дизель-генераторных установок производства научно-технического центра «Промэлектроника». На станции Вологочан возведено дополнительно два железнодорожных пути длиной суммарно около двух километров, проведены все коммуникации, проложено 3,5 километра кабельно-проводниковой продукции, рассказывает Сергей Афанасов. Чтобы питать всю эту инфраструктуру: светофоры, датчики, комплексы микропроцессорной централизации и сигнализации – и нужны дизель-генераторы. Позднее сюда протянут линию электропередачи – более экономичный вариант энергообеспечения, а дизель-генераторные установки будут резервным источником питания.
«Для того чтобы подготовиться к активной фазе привоза материалов под строительство на 2021–2023 годы, приняли решение установить дизель-генераторы, – поясняет Сергей. – Это дешевле и быстрее в краткосрочной перспективе, но на эксплуатационных расходах, том же топливе, которое необходимо регулярно сюда завозить, будет несколько дороже в более продолжительном цикле времени. В перспективе, когда проложат ЛЭП, дизель-генераторные установки будут резервным источником питания, с автоматическим включением на случай выхода из строя основной линии питания».
Постоянных сотрудников на возрожденных к жизни станциях не появится. Управлять автоматикой будет дежурный, но удаленно: Вологочаном – со станции Кайеркан, Тундрой – со станции Дудинка.
Сергей Афанасов поясняет, почему было принято решение о восстановлении станций:
«Это позволило сократить срок ожидания тепловоза, идущего с Алыкеля при занятости перегона составом, который идет с Дудинки. Благодаря созданию дополнительных железнодорожных путей на станциях Тундра и Вологочан теперь есть пункты так называемого встречного разъезда. На каждой из них появилось по два дополнительных пути длиной километр каждый, такие же пути появились и в Алыкеле и на других станциях. Это сокращает время ожидания и увеличивает пропускную способность перегона Дудинка – Алыкель вдвое. Если раньше она составляла до шести пар поездов в сутки, то уже со следующей недели этот показатель увеличится до 12–14 пар поездов в сутки. С вводом в эксплуатацию принятых к реализации инвестиционных проектов компании до 2030 года мы ожидаем рост грузооборота на 15 процентов».
Пурга усиливается, напоминая об угрозе снежных заносов, борьбу с которыми норильские железнодорожники ведут уже 85 лет. В перспективе на новых-старых станциях появятся компрессорные установки, которые будут подавать сжатый воздух на стрелочные переводы и производить их очистку, рассказывает Сергей Афанасов. Всего в обновление и строительство объектов железной дороги под инвестпроекты «Норникеля» уже вложено более миллиарда рублей, из них более 150 миллионов рублей – на Вологочан.
В следствие осуществленного на этой станции перевооружения высвободился старый блокпост, управлявший светофорами на железнодорожных путях, сейчас уже демонтированными, и все его функции в увеличенном объеме перенеслись на станцию Вологочан. К старому посту-контейнеру в пяти минутах езды отсюда и перемещается наш «Урал» вместе с журналистами. Срок эксплуатации автоматики, которой начинен контейнер, не вышел, поэтому у Андрея Сычева родилась производственная инициатива, оцененная в три миллиона рублей. Главный инженер службы сигнализации и связи ПТЖТ предложил использовать «начинку» на других станциях или переездах.
«Получается, что в рамках операционной деятельности высвободятся средства по заявочной кампании, которые мы сможем перераспределить в нужном для нас направлении, – рассказывает Андрей. – Микропроцессорные элементы, реле, трансформаторы, системы связи со старого блокпоста мы начнем использовать в летний период на талнахском направлении и в Кайеркане. Устройства связи уже сейчас пробуем монтировать на объекте Голиково».
Таким образом, одинокий контейнер на 40-м километре тоже получит вторую жизнь, пусть и в разукомплектованном виде. Инициатива Андрея стала одной из лучших по итогам конкурса производственных инициатив за октябрь – декабрь прошлого года и вошла в топ-10 инициатив с экономическим эффектом не менее 100 тысяч рублей. А ее автор по итогам конкурса оказался в числе самых результативных работников по снижению операционных затрат.
«Программа производственных инициатив стартовала в ПТЖТ в июле 2018 года, как и во всех прочих подразделениях ЗФ. На сегодняшний день мы имеем порядка 650 инициатив, поступивших от работников, – рассказывает Сергей Афанасов. – Суммарный эффект от разработанных мероприятий, составляет около 350 миллионов рублей в год. Инициатива Андрея Сычева – это разовое снижение издержек на три миллиона, тоже хорошо».
Немалую долю на предприятии занимают инициативы, предлагающие аналоги. Например, недавно вышли из строя довольно дорогие камеры видеонаблюдения, установленные ранее в рамках масштабного проекта, в ходе поиска решений, натолкнулись на аналогичные, но значительно дешевле.
«Еще один из наших сотрудников недавно выиграл в конкурсе, который ежегодно проводит департамент совершенствования деятельности, с предложением визуализировать кардинальные правила нашего предприятия – с картинкой текст воспринимается лучше. Департамент промышленной безопасности и охраны труда предложение одобрил, сейчас готовится их макет и тиражирование. Инициативы бывают абсолютно разные и порой лежат на поверхности. Мы всегда говорим: «Если есть чем поделиться, есть какая-то идея – не бойтесь, пробуйте».
На обратном пути в Норильск «Урал» завернул в Кайеркан, на участок сигнализации и связи ПТЖТ. Отсюда идет управление станциями Далдыкан, Каларгон, Разрез и Алыкель, вот-вот к ним присоединится Вологочан, рассказал начальник участка Николай Матюшко. Все эти точки автоматизированы, дежурных и стрелочных работников там уже нет, стрелками, светофорами, всей дорожной автоматикой управляет один диспетчер с базирующегося в Кайеркане участка ПТЖТ.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.