#НОРИЛЬСК. «Северный город» – На ТОФ три горизонтальные мельницы и пять вертикальных, все производства компании Metso. Мельница полусамоизмельчения, или МПСИ, запущенная в эксплуатацию в 2016 году, единственная из всех предназначена для измельчения руды. Стоит она – стоит вся фабрика, поэтому сейчас здесь увязывают в одну цепочку множество ремонтов.
Мельница полусамоизмельчения не только самая огромная из восьми мельниц ТОФ, но и одна из самых крупных в России. Ее ширина – 17 метров, длина – 15, высота – 11 метров. Внутренний объем барабана для загрузки руды – 408 кубических метров. Проектная загрузка сырья – 1320 тонн в час. В год одна такая мельница способна перерабатывать до 10,5 миллиона тонн руды. Измельчение происходит с помощью мелющих тел – стальных шаров весом восемь килограммов каждый (их общий вес порядка 200 тонн).

Неудивительно, что при таких нагрузках облицовка внутренней поверхности мельницы – футеровка – изнашивается в течение полугода и требует замены. МПСИ, так же как и все остальные мельницы Metso, находится на сервисном обслуживании, и вокруг нее сейчас деловито снуют подрядчики с нашивками на спецодежде «Sever Minerals». Это официальный дистрибьютор компании Metso. Работы по замене футеровки курирует руководитель норильского филиала Sever Minerals Александр Догузов. На ТОФ есть полноценный боевой сервисный участок производителя мельниц.
Уже закончен демонтаж старой облицовки, имеющей весьма побитый вид (за полгода руда и стальные шары истончают ее вдвое), разгружены новые пластины марки «Мегалайнер», болты и гайки к ним. Эти материалы ничуть не уступают в масштабах самой мельнице. Болты (они разные) достигают веса 12 килограммов, размер пластины 2,2х1,2 метра, вес каждой – 1820 кг!

Нелегкое дело – доставить их внутрь мельницы и надежно закрепить.
На помощь людям в этом процессе приходит специально предназначенное оборудование – радиоуправляемый манипулятор. Установлена на место первая новая почти двухтонная пластина, на поверхность выглянул кончик болта, и слесари принимаются закручивать гайку электрическим гайковертом с определенным моментом затяжки и электронной настройкой.
«Дорогой инструмент, зато гарантирует, что каждая пластина четко продержится все полгода эксплуатации», – комментирует Александр Догузов.
Рядом с мельницей на стенде вывешен график работ. Пластины и, соответственно, болты обозначены красным, зеленым и желтым цветами – чтобы было проще понять, на какое место внутри мельницы их монтировать.

Пластины марки «Мегалайнер» производства компании Metso пришли на смену стальным хромомолибденовым пластинам около двух лет назад. Они надежнее, экономичнее и проще в установке, поясняет заместитель директора ТОФ по оборудованию Алексей Харченко:
«Резинометаллическая футеровка «Мегалайнер» очень хорошо себя зарекомендовала, так как позволила на 60 единиц снизить количество устанавливаемых элементов, сейчас их 235. Кроме того, она легче, и за счет применения современных технологических материалов увеличился запас прочности. При сопоставлении «цена – качество» резинометаллическая футеровка, опять же, выигрывает».
Замену футеровки планируют выполнить за 85 часов, еще 70 уйдет на замену вала шестерни на приводе мельницы, обеспечивающем ее движение. Эта операция на МПСИ проводится первый раз.

Когда стоит мельница полусамоизмельчения, стоит вся фабрика, поэтому сейчас на ТОФ увязываются в одну цепочку множество ремонтов, рассказывает Алексей Харченко:
«Мы ремонтируем оборудование флотации, измельчения, конвейерные тракты ИФЦ. В дробильном цеху ремонтируем узел приема и узел передачи руды, смотрим дробилки, конвейерные тракты, бункера, перекрытия. Начинаем одно, переходим на другое по четко составленному графику».
На ремонтах мельниц компании Metso задействованы 32 человека, 16 из них – на замене футеровки МПСИ. Остальные ремонты проводит «Норильскникельремонт». Он занимается дробилками, конвейерами, насосами, флотационными машинами, сгустителями – всем, что находится в цепочке до мельницы и после нее, перечисляет Алексей Харченко. На соседке МПСИ – шаровой мельнице №1 второй стадии измельчения – меняют вал шестерни привода МШ-1. Это так называемый предупредительный ремонт.
«Система мониторинга и вибродиагоностика предупреждают возникновение дефектов на ранних стадиях. Увидели дефект – приняли решение о замене. Если не делать таких предупредительных ремонтов, может остановиться не только фабрика, но и весь Заполярный филиал», – поясняет Алексей Харченко.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.