#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Предприятие технологического железнодорожного транспорта «Норникеля» – так официально называется Норильская железная дорога. Эксплуатировать ее в XXI веке также непросто, как было построить в 1930-е. Уже 85 лет здесь ведут бесконечную борьбу с просадками грунта и снежными заносами, о чем рассказывает экспозиция ведомственного музея.
Само по себе величественное здание на Вокзальной, 8, в котором разместились управление ПТЖТ и музей предприятия, – уникальный памятник сталинской стройке Чум – Салехард – Игарка. Как известно, проложенные около 70 лет назад на половине этой трассы рельсы и шпалы были искорежены вечной мерзлотой и талыми водами. Строительство и эксплуатация железных дорог в тундре, за Полярным кругом – большая проблема. А вот появившееся в рамках сталинского проекта прекрасное здание вокзала живо-здорово, и музей пользуется большой популярностью у горожан.
Внештатная почетная должность главного историка предприятия сегодня у начальника техотдела ПТЖТ Романа Попова. Она перешла к нему от первого главного собирателя интересных экспонатов Николая Якушина. Якушин уехал на материк, Попов в отпуске, поэтому экскурсию по экспозиции проводит руководитель приемной по социальным и трудовым вопросам Александр Мещеряков. Знать историю своего предприятия в ПТЖТ считается хорошим тоном, поэтому послушать импровизированный рассказ выходит молодая сотрудница по имени Виолетта.
«Хочется вкусить хотя бы первый слой от огромного исторического пирога», – поясняет она.
Музей – интерактивный, многое можно потрогать, школьники, например, очень любят поднимать и опускать действующий шлагбаум. Одни из ключевых экспонатов экспозиции – две колесные пары: от вагончиков узкоколейной дороги и широкой колеи. Контраст разительный.
«У нас по музею прослеживается идея «как было, как стало». И здесь наглядно видно, как отличаются узкоколейка и широкая колея», – комментирует экскурсовод.
Узкоколейку начали строить в 1935-м. Визуально представить, каким было начало строительства, помогает композиция с рельсами, уложенными на щебень, и колесами от тележки, на которой его возили заключенные Норильского лагеря.
У стены рядом с композицией стоит кочерга с длинной-длинной ручкой. Ею в топку паровоза бросали уголь, чтобы не обжигаться. Тяжелый путейский молоток был главным орудием при ремонтах дорог, им вбивали костыли, поправляли прокладки. Сегодня, несмотря на наличие в ПТЖТ современной подбивочной машины, путейский молоток не потерял своей актуальности, рассказывает Александр Мещеряков. Дорогу за Полярным кругом нужно реставрировать каждый год, чтобы не случилась такая же история, как со сталинской стройкой. Путейский молоток при этом активно используется, вдобавок это еще и стимул к повышению квалификации:
«Монтер пути у нас по-прежнему одна из самых востребованных профессий. Молоток тяжелый, силушка нужна, чтобы им работать. Чтобы захотеть учиться и чего-то в жизни добиться – самое то. Ребята молодые так и делают: поработают годик-другой и сдают на разряды», – продолжает рассказ экскурсовод.
А вот другой музейный предмет, главное орудие строителей-заключенных – острую с двух концов кирку – из экспозиции пришлось убрать в целях безопасности. Место со щебнем, рельсами и колесами облюбовали для фотосессий молодожены.
Благодаря Николаю Якушину музей стал обладателем многих раритетных экспонатов. Среди них рельсовые штампы выпуска 1905, 1906, 1910, 1911, 1914 годов, огромный котел, в котором готовили еду для первых строителей, и даже вытяжка для вентиляции воздуха царского (!) вагона со стоящей по соседству тяжелой металлической мусоркой электрички.
Утюг, миски, которыми пользовались первые строители, древнего вида чугунная мясорубка и более современные утюг и самовар уже из 1950–1960-х годов в экспозиции тоже имеются.
«Николай Александрович стоял у истоков сбора всех этих материалов, с его слов, все найдено у нас на железной дороге. Старания приложили и все другие подразделения, сроки комплектования собрания были короткие», – комментирует Александр Мещеряков.
Есть в коллекции предприятия и сцепки со старых паровозов (с тех времен, когда вагончики соединяли вручную), и тифоны со свистками, и жезловой аппарат Трегера с красной звездой и надписью: «СССР». Этот предмет ушел со сцены истории НЖД всего пару лет назад, поясняет Мещеряков. Электрожезловая система Трегера разработки начала 20-х годов прошлого века предназначалась для интервального регулирования движения поездов на перегоне и обеспечивала безопасность железнодорожного движения. Жезл, выданный машинисту локомотива дежурным по станции, давал разрешение на занятие перегона, и, пока жезл не будет передан на соседнюю станцию, как говорится, из рук в руки, перегон будет считаться занятым. Передача жезла от дежурного машинисту осталась лишь на фото.
Железнодорожники очень деятельные люди. Модели тепловозов и дрезины за стеклами витрин сделаны Геннадием Локтевым, который увлекался моделированием и преподавал этот предмет на станции юных техников. Своими силами путейцы восстановили интерьер комнаты дежурного по станции 1940–1950-х годов: портрет Сталина на стене, на столе старинные телефоны, имитация лампы-керосинки и печного отопления.
Увольнявшиеся заслуженные машинисты сделали свой подарок музею – воссоздали интерьер кабины маленького маневрового тепловоза ТЭМ2УМ, который между собой так и называют: «малышом».
«Он маленький, но большую работу делает, – рассказывает Александр Мещеряков. – Для цехов приспособлен, для эксплуатации в производственных подразделениях: на площадках «Надежды», Медного завода, на рудниках. Маневровый, по тупикам может пройти и груз тянет».
Норильскую железную дорогу переименовали в Предприятие технологического железнодорожного транспорта как раз после того, как в расписании остались только технологические перевозки Заполярного филиала «Норникеля»: все, что касается производства, начиная от добычи руды и заканчивая выпуском металлов.
Надобность в перевозке пассажиров в Дудинку и аэропорт отпала в связи со строительством автодорог. О когда-то бегавших по путям электричках напоминают в основном экспонаты из экспозиции под открытым небом рядом со зданием исторического вокзала.
В 1940 году в истории Норильской железной дороги появилось имя инженера-путейца Михаила Потапова, заключенного Норильлага. Он вошел в историю города как Дед Ветродуй (иногда его называют Дедом Снегодуем), изобретатель оригинальных наклонных щитов для защиты железных и автодорог от снежных заносов. О нем, конечно же, тоже рассказывается в экспозиции ведомственного музея.
Норильчане смеются, прочитав в интернете, что в Норильске «выросли метровые сугробы». В действительности высота сугробов в городе и вокруг него достигает нескольких метров. «Потаповские» щиты очень помогали (и помогают) в борьбе со снежными заносами, но однажды в конце прошлого века в апреле приключился чересчур затяжной снегопад. Один из составов почти с головой оказался под спрессовавшимся снегом – такой фотофакт есть в экспозиции музея. В результате на железной дороге в Норильске появилась мощная и дорогая немецкая снегоочистительная техника «Байлхак». А недавно парк таких машин пополнил еще более совершенный, единственный в России роторный снегоочиститель на железнодорожном ходу «УРАГАН ТМЗ» (ТМЗ – Тихорецкий механический завод), сделанный по спецзаказу «Норникеля». В час эта путевая машина весом 86 тонн может убрать до 15 тысяч тонн снега! Изображения богатырей-снегоборцев есть как в экспозиции музея, так и в архиве редакции. В 2021 году железнодорожники ожидают новый снегоочиститель «Плуг отвальный мощный» (МОП), а «Байлхак» планируют модернизировать.
Есть на одной из самых северных железных дорог и восстановительный поезд – скорая помощь для сошедших с рельсов составов, появился новый мощный железнодорожный кран КЖ-1572 Б грузоподъемностью 150 тонн, который может поднять думпкар. Его фотоизображение тоже скоро появится в экспозиции. Новый век олицетворяет и оборудование микропроцессорной централизации, которую на ПТЖТ внедрили одними из первых в условиях Крайнего Севера. Дежурная сегодня с компьютера может перевести стрелку, установить маршрут или произвести ее пневмообдув в автоматическом режиме. Уже отслужившие свое экземпляры примитивных аппаратов управления ключевой зависимости стрелок и сигналов стали музейными экспонатами.
Предприятие технологического железнодорожного транспорта «Норникеля» входит в тройку самых северных железных дорог страны. Кроме действующей в НПР «заполярной» островной магистрали проложена линия до станции Печенга в Мурманской области (она также на 69-й параллели), десять лет назад появилась линия Обская – Бованенково – Карская на Ямале, которая дотянулась уже до 70-й широты. Однако две последние входят в состав РЖД и связаны со всеми магистралями страны, а Норильская железная дорога протяженностью 365 километров – «островная».
На провалившемся сталинском проекте Чум – Салехард – Игарка крест не поставлен. Время от времени возникают проекты соединения «островной» Норильской железной дороги с главными магистралями страны. В экспозиции ПТЖТ представлена карта просчета вариантов соединения. Обеспечить безопасность перевозок на дороге, проложенной в тундре, непросто, но пример Ямала, где все же применили современные технологии строительства, и дорога действует, вдохновляет. Другое дело, что без участия государства и крупных инвестиций ничего не получится.
12 февраля Норильская железная дорога отметила свое 85-летие. В этот день в 1936 году по участку Норильск – Валек прошел первый поезд. Назвать дату, когда посетить ведомственный музей ПТЖТ смогут пассажиры, приехавшие по железной дороге прямиком из Европы или Нового Уренгоя, пока невозможно. Однажды это все же случится, и важное событие непременно найдет отражение в действующей экспозиции.
Пандемия пока помешала отметить юбилей по полной программе, однако историческое здание управления ПТЖТ встретило круглую дату при полном параде. По программе улучшения социально-бытовых условий, действующей в «Норникеле», отремонтировали фасады управления с применением материалов, рассчитанных на климатические условия Севера, установили новую систему водоотведения, возле здания появились парковые скамейки и стилизованные урны. Какой юбилей без свечей на торте или яркой иллюминации? Специально разработанная и внедренная система подсветки архитектурных элементов исторического здания сделала его еще ярче. Благодаря уличным светильникам экспозиция подвижного состава под открытым небом не теряется в полярной ночи.