#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Имя Сумбуль переводится как «горный цветок», но девушка с решительным характером прекрасно прижилась на северной земле и уже попробовала себя в нескольких профессиях, а также в творчестве и спорте, достижениями в которых славится Медный завод.
Текст: Татьяна Рычкова Фото: архив семьи Халиловых
– Сумбуль, вы вот так просто купили билет на самолет и оказались на Севере? Без вызова, каких-либо связей и родственников в Норильске?
– Да. Отучилась в институте, получила образование по специальности «менеджмент организации», летом подзаработала денег на дорогу и поехала в Норильск в надежде, что устроюсь на работу в «Норникель» по специальности. Приехала одна. Друзья, которых звала с собой, слишком долго думали, и я не стала их ждать. Живу я здесь с августа 2015 года, мне тогда было 22 года. Сняла квартиру, стала искать работу, но никуда на комбинат не брали, потому что не было опыта. Пришлось вставать на учет в центр занятости, параллельно работать, где получится. Отучилась на курсах машинистов крана, и меня отправили на Медный завод сначала на практику, потом взяли на завод временно, на период декретного отпуска и после уже оформили на «постоянку». Мне, считаю, повезло, потому что в Норильске я встретила добрых и отзывчивых людей.
– Итак, на данный момент вы крановщица Медного завода…
– Машинист крана. Но поскольку у меня есть высшее образование, меня уже с третьего месяца работы начали приглашать на исполнение. Была секретарем у начальника плавильного цеха (когда его секретарь уходила в отпуск), поработала оператором пульта управления, была оператором ЭВМ, помогала закрывать табеля, и поработала в канцелярии в АБК Медного завода. Уже многое знаю про завод. Наши мастера теперь шутят: «Ты еще только мастером на исполнении не была».
– Вы из большого города?
– Нет, я вообще-то деревенская, а училась пять лет в Стерлитамаке и после окончания учебы, получив диплом, уехала в Норильск.
– Ваша родная Башкирия знаменита медом, а чем еще народ занимается? Какой уровень доходов?
– Процветает сельское хозяйство, земледелие, животноводство. Один мой одноклассник стал фермером. Башкирия славится «Башкирской содовой компанией», она находится в городе Стерлитамак. Зарплаты у всех разные, все зависит от места работы. Кто работает в правоохранительных органах, в администрации имеют хороший доход, а большинство населения в среднем получают 20–25 тысяч.
– Кочевой ген проснулся в поисках более достойной жизни?
– Я еще в старших классах задумывалась об этом и в институте окончательно для себя определилась, что хочу поехать зарабатывать. К этому подтолкнули обстоятельства: обоих родителей не стало, когда я училась в институте: отца – когда я оканчивала первый курс, мамы – на четвертом курсе. Родители у нас были взрослые, меня родили в 38, а сестру Миляушу почти в 41. Они поздно поженились, потому что оба были скромные и у каждого были свои обстоятельства, мама была самой старшей в семье из шестерых детей, и когда ей было 19, ее мама (моя бабушка) умерла. Дедушка остался один, и мама, пока не выдала всех замуж, сама замуж не вышла. Все эти годы помогала дедушке, поэтому после окончания педагогического училища приехала в деревню учителем начальных классов. Посвятила жизнь своим близким и только потом подумала о себе.
– Выходит, вы продолжили традицию мамы?
– Я помогала сестренке, пока она училась в медицинском техникуме на фельдшера. Когда отучилась, мы привезли ее в Норильск. Почти сразу же она устроилась на работу по специальности. Через пару месяцев после ее приезда за ней приехал ее парень, Айдар. Они сыграли свадьбу и живут здесь уже почти четыре года. Айдар теперь тоже работает на Медном заводе.
– Мы – это кто? Вы тоже замуж вышли, не стали откладывать на потом, как мама?
– Да, я вышла замуж. С мужем познакомились здесь, в Норильске. Зовут его Вадим, он из Краснодарского края, раньше работал в ПСМК, бывшей Заполярной строительной компании, в данный момент работает сам на себя. Также мы взяли ипотеку, уже погасили ее досрочно. Живем пока в двухкомнатной квартире, думаем расширяться, так как родилась дочка Сафина. Ей семь месяцев.
– В Норильске давно подметили, что деревенские жители не боятся никакой работы и очень активные в творческой и спортивной жизни.
– В первый год жизни в Норильске я не знала, что в городе проводится столько мероприятий, так как в окружении не было таких активных людей. Только после трудоустройства на комбинат, на Медный завод, я стала жить очень активно. Это же намного веселее, чем просто ходить на работу. За это время участвовала в соревнованиях по лыжам, легкой атлетике, настольному теннису, несколько лет, как участвую в благотворительных забегах «Норильск, беги со мной!».
Когда я устраивалась на Медный завод, это было 6 июня 2017 года, пошла к швее, чтобы мне пришили шевроны новичка, и тогда увидела красивые танцевальные костюмчики. Спросила: «Что за костюмы, для кого?» – и швея отвела меня к Ирине Викторовне Бахаревой, которая отвечала на заводе за культурную жизнь. Мы с ней познакомились, пообщались, и она сразу же предложила мне принять участие в концерте, который устраивали на День металлурга на турбазе «Березка». Я выступала там в танцевальном номере. А потом, в декабре 2017-го года, мы вместе с мужем участвовали в фестивале «Дед Мороз и Снегурочка». Еще мы выступали во Дворце культуры на концерте, посвященном Дню металлурга, а муж – на концерте ко Дню шахтера. Мы любители, я профессионально ничем таким никогда не занималась, но, когда меня кто-то чему-то обучает, я соглашаюсь и иду. Мне это очень интересно, поэтому после декрета планирую дальше принимать активное участие в таких мероприятиях.
– Наверное, и в движении молодых специалистов успели поучаствовать?
– Конечно, я активная участница корпоративного проекта «Движение молодых специалистов «Лидер», который помогает влиться в активную жизнь компании и еще дает возможность на исполнение желаний. Например, в 2019 году мы с мужем принимали участие в конкурсе эссе, наши работы были высоко оценены жюри конкурса, и нам представилась возможность побывать в уникальном природном месте полуострова Таймыр – озере Лама. У нас на Медном заводе ячейку «ДМС «Лидер» координирует Эдуард Ичитовкин. Благодаря ему до декрета я успела принять участие в нескольких играх интеллектуального клуба «НИКоНН», которые проходили во Дворце культуры. Участвовала в концерте, посвященном Дню металлурга, и во многих других мероприятиях по разнообразным направлениям деятельности. Хочу поблагодарить Валерия Макарова, куратора корпоративного проекта «Движение молодых специалистов «Лидер», несмотря на то что я нахожусь в декрете, он не забывает о нас и сейчас, во время коронавируса, приглашает принимать участие в различных онлайн-мероприятиях. К сожалению, пока не получается участвовать очно, потому что дочка еще совсем маленькая.
– Отдыхаете где? В своих краях?
– Да, каждый год ездим в Башкирию. Там у нас есть дом родителей. Они успели его построить, но через три года их не стало, и теперь там никто не живет. Также ездим в гости к родителям мужа в Краснодарский край.
– По гороскопу вы кто?
– Рыбы. Но не люблю плыть по течению, больше люблю против течения. Мне нравится, что я поработала здесь, там чуть-чуть, потом еще где-то, везде чему-то научилась… Нравится, что не сижу на месте. Да, основная работа у меня сейчас – машинист крана, но хочу развиваться, шагать дальше.
– Ни разу не пожалели, что приехали на Север?
– Ни капельки. И всех знакомых зову, говорю, приезжайте, пробуйте. Если что-то не понравится, уедете обратно. По мне, так лучше все попробовать, чем просто сидеть на месте и жалеть потом, что жизнь прошла, а ты так и не узнал и не попробовал ничего нового.