#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Может ли один человек изменить ощущение реальности в целом городе? Молодой предприниматель Дмитрий Смаглюк считает, что да. Он внедряет в Норильске новые технологии, связанные с визуальным искусством. Предполагается, что как только ограничения, связанные с пандемией, уйдут в прошлое, норильчане почувствуют, что живут в будущем.
– Дмитрий, род ваших занятий для Норильска редкость. Хочется больше узнать о назначении голограмм и их перспективах в Норильске. Но прежде: как вы пришли к этой профессии?
– Постепенно. Я коренной норильчанин. После школы окончил обычное училище и получил специальность теплоэнергетика. Затем была служба в армии и новая учеба. Меня привлекла профессия ювелира. Это кропотливое дело, когда нужно работать прицельно и ничто не должно отвлекать. Все внимание к деталям, к мелочам.
Полгода я отучился в Частной школе ювелирного мастерства (ШЮМ) в Санкт-Петербурге. Получил базовые знания и… ушел работать в совсем другую сферу.
На самом деле за всю жизнь я много где работал, так складывалось. Начиная от заправки картриджей и заканчивая общепитом. Был и официантом, и барменом, и менеджером ресторана, и монтажником кондиционеров, и продавцом… В чем-то преуспел и научился что-то делать сам. Это хороший опыт.
– Как семья относилась к вашей перемене рабочих мест?
– С пониманием. Но и с убеждением, что нужно работать.
Пять лет назад родители переехали жить из Норильска в Европу (Болгария – Испания). Тогда же я отправился в отпуск к ним в гости и на обратном пути остановился в Москве. Встретился с одноклассниками. И как-то меня Москва затянула. Начал работать.
– Тогда вы не были привязаны к Норильску. Собирали впечатления от городов?
– Москва для меня особенный город. Там останавливаться в работе нельзя вообще никак. Столица очень сильно отличается от Питера. СПб более спокойный, а Москва – это движ-движ-движ, особенно ночью.
Здесь я познакомился с ребятами (бывшими норильчанами), которые занимаются голограммами и впервые увидел их проекты.
Смотрел и понимал, что именно такое оборудование сам искал шесть лет назад: увидел видео в интернете, но не знал, как это называется и что это такое.
Я тут же уволился с предыдущего места работы и буквально через три дня уже работал у них в компании. С удовольствием разбирался, понимал, как и что нужно делать, с каким оборудованием, кому можно предоставить продукт, узнавал всю систему в целом.
– Можно сказать, что это была любовь с первого взгляда, применительно к работе?
– Да! Мне очень понравилось то, что я увидел. Это ведь изображение не просто на экране, а парящее в воздухе.
В Москве мы работали на очень интересных выставках. В особенности впечатлили объекты в «Крокус Сити Холл». Там широко использовались подобные голограммы. Пришла пора применять эти технологии и в Норильске.
– Где именно?
– Секреты пока не хочу раскрывать.
– Но варианты применения уже есть?
– Да, конечно! Пока мы их применяем выборочно в коммерческих, но как только пандемия закончится и все вернется к прежней жизни, создадим выставочные объекты. В сфере культуры и искусства и на благо развития города.
Норильск, в силу своей отстраненности, не всегда быстро воспринимает новшества. Чтобы они укоренились, нужно время. Вообще в целом я за то, что дорогу – молодым. Как правило, если человек добивается успеха и профессионально вырастает в Норильске, он уезжает в другой город расширять горизонты. У меня получилось наоборот.
Я приехал со своей базой, чтобы развить ее здесь, в своем родном городе. С контактами, наработанными за три года, возможностями и знаниями. И я уверен, что в Норильске это будет необходимо.
– Как голограммы смогут разнообразить жизнь норильчан?
– В целом повседневная жизнь в Норильске – это «работа – дом». Полярная ночь отражается на эмоциональном состоянии, и люди не замечают ярких красок. Голограммы – это новый глоток воздуха. Это интересно. Поднимет настроение и взрослым, и детям.
Увидев голограмму впервые, человек начинает задумываться: как это работает? Что это такое? И приходит понимание, что мир развивается, а вместе с ним и наш город. И появляется желание дальше мыслить в позитивном ключе, с прицелом на будущее.
– Ваши голограммы имеют что-то общее с видеомэппингом – проецированием изображений на фасады зданий, которое норильчане могли видеть на праздники?
– В целом да. Это тоже иллюзия. Но то, о чем вы говорите, очень масштабные и дорогие проекты (которые меня очень мотивируют к развитию). Пока я специализируюсь на голограммах, которые выводят левитирующие (парящие) изображения, голографических 3D-изображениях.
Это digital-технологии. Арт-объекты, которые можно потрогать, но они будут недосягаемы. Как северное сияние.
– Если проекты пока держите в тайне, то расскажите хотя бы, когда норильчанам начинать готовиться к встрече с новшеством?
– В данный момент пандемия сжимает возможности для творчества. Большинство людей сейчас вынуждены проводить досуг дома, и арт-площадки не могут работать в полную силу.
Уличные медиа-арт-объекты наиболее эффектно смотрятся в темное время суток. Летом в Норильске солнечно и днем и ночью. Поэтому ждем следующей зимы. Тогда у нас в Норильске появится немного киберпанка.
– Вернуться в Норильск вас сподвигла любовь к девушке. Что она думает о вашем деле?
– С Ольгой мы вместе уже почти год. Познакомились в соцсетях и с тех пор не расстаемся. В наше время сложно найти своего человека, а она мой человек. Сейчас мы вместе связываем свое будущее с Норильском. Живем, развиваемся. Оля поддерживает меня. Высказывает свое мнение с точки зрения пользователя, погружается в мои планы и новинки.
Но больше всего мои уроки по душе ее пятилетней дочке. Она уже не понаслышке знает, что такое голограмма, как делается контент, для чего нужно 3DsMax, Cinema 4D и тому подобное. Когда приходит в сад, делится с друзьями новыми знаниями о моделировании 3D-объекта.
– Это можно рассматривать как профориентацию?
– Это профессия будущего. Технологии настолько развиваются, что уже сейчас можно, находясь в одном городе, проецировать свое изображение одновременно в десяти других городах. Как в голливудских фильмах, когда сидит группа людей и вдруг возникает еще один в виде голограммы и доносит всем свою информацию.
Также сегодня мы свободно говорим об AR-реальности, она же дополненная реальность. Кто-то ее уже практикует. Очки для создания виртуальной реальности (WR), насколько я знаю, в Норильске тоже используются. В спектакле театра драмы, к примеру.
Будущее в целом движется к тому, что люди смогут надевать прозрачные очки (Google их разработал) и проекция будет воспроизводиться в этих очках.
Человек, шагая по городу, сможет видеть пунктиром направляющие, различные объекты как полноценные голограммы. Правда, это сто процентов, там будет очень много рекламы. Если кто-то захочет отключиться от этой реальности, он просто снимет очки и снова увидит наш, надеюсь, живой прекрасный мир. Дополненная реальность будет интересной. Уже сейчас в интернете есть масса видео и презентаций на эту тему.
Возвращаясь к вашему вопросу, при подготовке к эре дополненной реальности сильный акцент делается на молодежи. Необходимо, чтобы новые поколения учились IT-технологиям. Чтобы у детей были не только базовые компьютерные знания, но и возможность/желание обучаться разработке подобных программ.
Коммерческая составляющая в очках дополненной реальности: прошить устройство таким образом, чтобы в нем была реклама. Занимаясь подобными разработками, компании будут стремиться не заказывать программы где-нибудь в Америке у создателя устройства, а обучать своих людей, чтобы они могли это делать так же качественно.
В России это хорошо понимают и готовятся. В Норильске работает центр образования по перспективным направлениям IT и центр IT-разработки – «IT-Куб» (часть нацпроекта «Образование»). Чем не школа будущего?
Главное верить, мечтать и думать. На собственном примере убедился, что все достижения начинаются с одной лишь мысли.