#НОРИЛЬСК. «Северный город» – «Белому мишке» вирус не страшен. Когда эпидемическая ситуация в городе и в стране начала ухудшаться, учреждение дополнительного образования быстро перешло на дистанционный формат. Обучать школьников преподаватели умудрялись даже из других городов. Деятельность центра по заслугам оценили в Неправительственном экологическом фонде имени В.И. Вернадского. «Белый мишка» получил национальную экологическую премию.
В апреле, когда началась первая волна коронавируса и школьников перевели на дистант, просветительский центр «Белый мишка» начал проводить занятия на своей страничке в Instagram. Прямые эфиры педагогов смотрели не только дети, но и их родители. В программе была и теория, и практика. Все учебные материалы, в том числе и расходные: карандаши, краски, альбомы, цветная бумага и другое – на очных занятиях выдавали бесплатно. Во время дистанта пришлось ориентироваться на то, что точно было дома у каждого младшеклассника.
Вскоре после начала пандемии просветительские занятия центра стали проводиться на платформе Zoom и в WhatsApp. Причем они могли проходить параллельно: одна часть ребят подключалась к одной площадке, вторая – к другой. Все зависело от того, кому как было удобнее. Такой формат продолжился и летом. Школьники и педагоги не прерывали обучения, даже находясь в отпусках по разным городам.
«У нас шли занятия по основной программе. Еще я вела занятия по экспериментальной программе – «Этнография для младшеклассников». Мы изучали народы Арктики, – рассказывает руководитель просветительского центра «Белый мишка» Ольга Шадрина. – Я преподавала, находясь в Москве, Иркутске, в Анапе. Так, в Иркутске я договорилась с Музеем Байкала, и мы с детьми по видеосвязи смотрели на байкальскую нерпу. Другое занятие я организовала в музее под открытым небом «Тальцы». Здесь есть стойбища северных народов, только чумы покрыты не шкурами, а корой лиственницы».
Обучение в летней школе проходило как очно, так и дистанционно. Удаленка особенно пришлась по душе детям из Талнаха и Кайеркана. Два раза в неделю ездить в Центральный район не всегда получалось. По просьбе родителей в центре организовали экспериментальную группу для этих ребят. Даже в период послаблений они учатся онлайн. Тема их курса – «Особенности климата Арктики». Стоит отметить, в данную группу входит школьница из другого города.
А из чего состоит основная программа? Первое – обучение «первоклашек» центра, тех, кто занимается первый год. Для них проводят вводные лекции, дают общую информацию об Арктике, ее жителях – особенно белых медведях, экологии. Программа для детей второго года обучения только апробируется. Здесь больше исследовательской работы. До второй волны коронавируса школьники изучили свет, после ушли на дистанционку.
«В связи с тем что с 11 января следующего года дети возвращаются в школы, мы тоже будем выходить в офлайн-режим. У нас продолжат заниматься группы первого и второго года обучения. Также в группу продленного дня к нам ходят дети из трех образовательных организаций, которые находятся рядом с центром. Эти дети приходят на занятия два раза в неделю», – рассказывает Ольга Шадрина.
Стоит отметить, на очных занятиях активно используются современные технологии. Так, с помощью очков виртуальной реальности можно подробно разглядеть белого медведя и даже нырнуть с ним в воду. Максимально приближать животных к школьникам помогают и специальные наклейки в кабинетах – если отсканировать их приложением на смартфоне, можно «вызвать» того же хозяина Арктики. Он будет прогуливаться на расстоянии вытянутой руки.
«Эти все введения в образовательный процесс позволят расширить и углубить образовательную программу, сделать ее интересной», – отметила руководитель просветительского центра.
Еще одно важное достижение Ольги Шадриной – в октябре она презентовала и издала три книги, которые посвящены полярному мишке. В книге-программе «Белый медведь в числах и задачах» животное используется как единица измерения. Например, дети смогут вычислять, сколько медведей сможет поместиться на всей протяженности Ленинского проспекта. Или удастся ли этому громиле воспользоваться лифтом, который установлен в доме. В общей сложности в издании 400 задач для детей разного возраста. Те, кому станет интересна эта необычная программа, могут обратиться в центральную библиотеку. Там данная книга есть.
Вторая книга этой же серии – «Читаю, думаю, решаю» – уже про северного оленя. Его можно назвать символом нашей территории. Третье издание посвящено всем известной Айке. Тема белого медведя красной нитью проходит через всю деятельность просветительского центра. Даже название об этом говорит. Сейчас в учреждении дополнительного образования потихоньку готовятся к празднованию Международного дня полярного медведя, который пройдет 27 февраля.
Кроме этого, в центре регулярно отмечают еще два праздника. Начало полярного дня 19 мая – в этом году он прошел онлайн и собрал почти 320 тысяч зрителей. И конечно, кто не любит день рождения! У просветительского центра он выпадает на 4 октября, когда во всем мире проходит День защиты животных.
Совсем недавно «Белый мишка» получил национальную экологическую премию имени В.И. Вернадского. Конкурс проводил одноименный Неправительственный экологический фонд. Его цель – выявление и популяризация реализованных проектов в области охраны окружающей среды.
«Сейчас мы участвуем в конкурсах, которые связаны с изобразительной деятельностью. Пока мы только отправили материалы, ждем результатов. В дальнейшем мы еще будем популяризировать свою программу, которую разработали. Совсем скоро в Мурманской области при поддержке «Норникеля» откроется такой же детский просветительский центр, как наш. И это только начало. Такие центры появятся и на других северных территориях», – рассказала Ольга Шадрина.
Она отмечает, что просветительская деятельность в области Арктики, экологии, флоры и фауны для детей очень важна. Дети должны понимать, где живут и кто их соседи. Сейчас популярнее становится экология не в общем, а в частности, у людей стараются развить понимание – как я могу не вредить природе, как я могу ее защитить.