#НОРИЛЬСК. «Северный город» – 50 лет назад экспериментальный рейс дизель-электрохода «Гижига» доказал возможность круглогодичной навигации по Северному морскому пути до Дудинки.
Еще полвека назад все основные грузы Норильска доставляли только по открытой воде. Зимой логистика практически замирала. Все понимали важность продления навигации, но никто не знал, как поведут себя суда во льдах Енисея. Нужен был эксперимент, и зимой 1970 года по маршруту Архангельск – Дудинка – Мурманск отправился дизель-электроход «Гижига». Дорогу ему прокладывали четыре ледокола. Дудинка встретила этот караван 40-градусным морозом. От холода даже лопнула обшивка надстройки «Гижиги».
Павел Соловьев, в 1970 году замначальника по механизации морского грузового района Дудинского порта:
«Чтобы судно не примерзло, нам нужно было придумать приспособление. Делали такие трубы большие и в них прорезали отверстия. К трубе подключали компрессор и спускали под воду, под борт судна. Компрессор работал, бурлил воду, чтобы дизель-электроход не примерз к причалу».
За тот рейс Норильск получил больше 4000 тонн грузов, но как разгружать судно в мороз? Это стало экспериментом и для портовиков.
Алексей Новаков, директор Заполярного транспортного филиала «Норникеля»:
«Практическим результатом этой работы, этого события стало то, что в следующем году грузовые суда обрабатывались уже вплоть до Нового года. Целый караван из шести морских судов ушел из Дудинки только под Новый год».