7 декабря 1934 года постановлением президиума ВЦИК «О разукрупнении Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев и образовании новых областей в Сибири» был образован Красноярский край с центром в городе Красноярске.
От Восточно-Сибирского в новый край вошли Енисейский, Канский, Эвенкийский и Таймырский национальные округа.
Таймырский округ был образован 10 декабря 1930 года и делился на Хатангский, Усть-Енисейский, Авамский районы и территорию, подчиненную Дудинскому горсовету.
Юридическое оформление национального округа пришлось на начало 1932 года, а весной в Авамском и Хатангском районах вспыхнуло восстание долган и нганасан, спровоцированное насильственной коллективизацией. Участники этих событий подверглись репрессиям.
Автономным Таймыр стал с принятием новой конституции СССР, в 1977 году, чтобы через три десятилетия вновь войти в состав Красноярского края.
8 декабря 1925 года в Норильск вернулись трактора из первого санного похода Дудинка – Норильск, организованного во время третьей зимовки Николаем Урванцевым.
Экспедицией 1925–1926 годов руководил старший брат жены Сталина Павел Аллилуев, секретарь Дзержинского (председателя Высшего совета народного хозяйства, которому был подчинен в тот период Геолком). В Норильск отправились как соратники Урванцева по предыдущим посещениям месторождения, так и новички. Это и студент последнего курса Московской горной академии Борис Рожков, и сотрудники Геологического комитета Владимир Домарев и будущий академик Иосиф Григорьев. Пути многих участников этой масштабной экспедиции еще не раз пересекутся с Норильском. Всего на разведку норильских недр 95 лет назад прибыли 150 человек с буровым оборудованием, металлорежущими станками, электростанциями, гусеничными тракторами.
Этими тракторами заместитель начальника экспедиции Николай Урванцев доставил на Нулевой пикет строительные материалы для возведения третьего дома Норильска. На трех тракторах с прицепом за 34 дня было перевезено девять тонн груза. Собственно ходовых дней было всего 20, а чистого хода – не более 50 часов. Остальное время ушло на протаптывание дороги, вытаскивание застрявших саней и прочее. В пути у тракторов ломались диски сцепления, рессоры, болты гусеничных тяг…
Встретив новый, 1926 год в Норильске, 5 января Урванцев отправил в Дудинку трактора с прицепом не из саней, а из нарт, груженных углем. На этот раз поход продолжался уже 29 дней, 14 из которых трактора были в движении.
Опыт перевозки многотонных грузов по бездорожью (первый не только в СССР, но и в мире) был использован Николаем Урванцевым во время руководства геолого-разведочными работами на Северном Таймыре в 1933–1934 годах. Во время этой экспедиции Колумб Севера обошел на полугусеничных автомашинах всю северную часть Таймыра.
9 декабря 1942 года на Вальке приземлился самолет с ценным грузом для первой Норильской ТЭЦ, пуск которой был назначен на 13 декабря. Летчик Норильского авиаотряда Степан Веребрюсов доставил недостающие клинья для турбины, которую вместе с котлом уже доставили из европейской части России сначала в Красноярск, потом Енисеем и самой северной узкоколейной железной дорогой в Норильск. Чтобы перевезти оборудование на миниатюрных платформах, пришлось усиливать рессоры вагонов, настилать новые мосты, придумывать сотни приспособлений.
Клинья, небольшие бруски из особого сплава, были нужны для закрепления обмоток якоря генератора. После необходимых испытаний в срок, 13 декабря, раздался мощный гудок Норильской ТЭЦ. Этот гудок изготовили практически перед пуском здесь же, в Норильске, используя в качестве пособия «Руководство для изготовления и настройки инструментов духового оркестра».
10 декабря 1975 года главным режиссером Норильского Заполярного театра драмы имени Маяковского был назначен режиссер из Риги Леонид Белявский. «Семилетка» Белявского стала одним из лучших периодов в биографии театра. Для этого были все предпосылки. Поставленные режиссером в Рижском театре русской драмы спектакли «Разорванный рубль» по Антонову и «Хочу быть честным» Войновича стали событием в Риге, а после брехтовского «Кавказского мелового круга» (совместно с Аркадием Кацем) в театре забыли, что такое неполные залы.
То же произошло и в Норильске. Европейский уровень театральных постановок в городе на 69-й параллели поражал не только столичных, но и зарубежных гостей города, не говоря уже о норильчанах. Не обошлось, конечно, и без спектакля о вожде мирового пролетариата, но это была пьеса Шатрова. «Синие кони на красной траве» шли на сцене захаровского Ленкома и в Норильске. На московских гастролях в 1979-м, в том самом театре Ленинского комсомола, о спектакле Белявского с Юрием Гребнем в роли Ленина в кулуарах говорили как о более успешном, чем одноименный с Олегом Янковским. А были еще «Девятый праведник» Юрандота, «Святая святых» Друцэ, чеховские «Три сестры».
В 1988-м Леонид Белявский после работы в Норильске и краевой драме вернулся в Ригу заслуженным деятелем искусств РСФСР. Ему было чуть за 60. В Рижской драме этапными постановками Белявского стали: «Чонкин», «Камера обскура», «Жених из Иерусалима», «Месяц в деревне», «Грехи Трины», «Чума на оба ваши дома», «Голый король», «Трактирщица».
В Нижнем Новгороде, где в свое время (до Ленинградского института театра, музыки и кинематографии) Белявский учился в театральном училище вместе с Евстигнеевым и Хитяевой, Леонид Савельевич работал с 1999-го по 2003 год. В 2002-м режиссер отметил свое 75-летие постановкой шекспировского «Гамлета».
11 декабря 1944 года Бюро технической информации Норильского комбината получило 24 наименования технических журналов за 1942–1943 годы, издаваемых в США, Канаде, Англии. На русский язык все издания перевел легендарный Алексей Гарри.
В Краткой литературной энциклопедии о нем написано, что советский писатель, участник Гражданской войны в составе кавалерийской бригады Григория Котовского родился в Париже. Начал печататься в 1920-м. Наиболее значительный цикл рассказов «Огонь. Эпопея Котовского», впервые опубликованный в 1934 году, неоднократно переиздавался два десятилетия, хотя автор в конце тридцатых был осужден «за антисоветскую террористическую деятельность» на восемь лет. (В энциклопедии уточнено, что в результате клеветы и что писатель впоследствии был реабилитирован).
В Норильске имя Гарри связано с изданием Бюллетеня технической информации, по сути – настоящего научного журнала, в котором бывший завотделом «Известий», журналист-международник, специалист по Арктике был консультантом, переводчиком, редактором. Также он считается одним из создателей научно-технической библиотеки Норильского комбината и разработчиков схемы классификации технической литературы. С 1947-го по 1949-й Алексей Гарри исполнял обязанности начальника НТБ с формулировкой «временно», как отбывший срок заключенный. Когда началась волна повторных арестов, Гарри уволили «за невозможностью использования» и отправили на поселение в Ачинск Красноярского края.
К началу 1950-х относится возвращение Гарри в большую литературу. Одна за другой выходят повести «Зайчик», «В глухой тайге», «Последний караван», «Битва в тундре». Последние две, если верить официальной версии, были написаны уже в Москве, куда писатель вернулся после смерти Сталина. В последние годы он работал над романом об ученом-химике под названием «Без фанфар». Книга была опубликована в 1962 году, через два года после смерти Алексея Гарри.
12 декабря 1912 года в Феодосии родился будущий полярный летчик Степан Веребрюсов (1912–1945). Летчиком Веребрюсов стал не только потому, что в начале прошлого века это была профессия номер один. На его выбор повлиял отец, учитель математики Феодосийской мужской гимназии, написавший книгу о полетах в космос.
В 20 лет Веребрюсов окончил Симферопольскую школу летчиков, а после нее прошел курс подготовки на базе Высшей парашютной школы в Москве. Начинал работу летчиком-инструктором в Полтаве, а продолжил пилотом Особой сводной агитэскадрильи имени Максима Горького, построенной на деньги читателей советских газет и журналов. К 1935-му эскадрилья существовала уже два года, а 18 мая разбился ее флагман, АНТ-20 «Максим Горький». За день до этого, 17 мая, на нем летал, как корреспондент «Пари суар», французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери… Веребрюсов почти год был пилотом самолета под названием «Известия».
В Норильский авиаотряд полярного летчика (звание было присвоено по представлению Политотдела ГУСМП) перевели из Игарки в 1941 году. Именно Веребрюсов 1 мая 1942 года принял в Дудинке первый электролитный никель Норильского комбината и через сутки доставил его в Красноярск.
Считается, что переводом в Норильск Веребрюсов обязан Авраамию Завенягину, который и после своего отъезда в Москву не раз давал задание опытному и смелому летчику. В 1945-м в командировку в Германию, из которой Степан Веребрюсов не вернулся, его отправил заместитель наркома внутренних дел СССР.
Степан Веребрюсов погиб 9 октября в городе Дамгортен, но не в небе, а на земле, разбившись на мотоцикле. Как было написано в некрологе: «при невыясненных обстоятельствах». После смерти пилота к двум орденам почетного полярника добавился именной пароход. «Амур», после ремонта переименованный в «Степана Веребрюсова», ходил как пассажирский пароход по Енисею.
13 декабря 1992 года писатель, историк и философ Лев Гумилев посмертно награжден международной премией Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. Премия присуждается, в частности, и за заслуги в делах по укреплению российской государственности.
Лев Гумилев провел в Норильлаге пять лет (не считая тюрьмы) и, по его словам, остался жив потому лишь, что утешал себя, з
анимаясь любимыми науками: историей, географией и этнографией, не имея ни книг, ни свободного времени. «И ведь занимался так, что, вернувшись в Ленинградский университет, смог сдать экзамены, защитил диплом и кандидатскую диссертацию, после чего вернулся под сень тюремных нар…»
В «Довоенном Норильске», единственных прижизненных воспоминаниях о Норильлаге Льва Гумилева, сын двух русских поэтов рассказал, что сохранить интеллект и творческие способности в лагерных условиях ему помогло окружение. Так, летом 1942-го из Дудинки в первое лаготделение перевели астронома Козырева, который, сидя на нарах, рассказывал о звездах:
«Имена Эйнштейна, Леметра, Дирака потрясали слушателей, хотя надо сказать, что эта интеллектуальная вакханалия охватила не всех, а только творческих людей. Мне и сейчас трудно переоценить результат этого научного общения в Норильске для каждого из нас. Например, Снегов, освободившись, написал целую литературно-фантастическую трилогию о соотношении времени и пространства. Конечно, без бесед с Козыревым это вряд ли стало бы возможным».