#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Водители предприятия «Норильский промышленный транспорт» – это боевой спецназ «Норникеля». Работа у них интересная и одновременно сложно-экстремальная.
Артем Довбня – водитель прицепного тяжеловозного трала. Он как раз их тех людей, которые выезжают ночью на дороги НПР в сопровождении почетного эскорта, как президенты. Везут к месту назначения негабариты, такие, как 40-тонный понтон для хвостохранилища или 5-метровый шкив для рудника.
Артем работает в «Норильском промышленном транспорте» с 2007 года. Приписан к колонне №6, занимающейся перевозкой тяжелой техники и оборудования «Норникеля». Водитель по духу. Пристрастие к машинам у него с детства, было, с кого брать пример: отец работал трактористом в Дудинке. Артем начинал там же, на причалах, где принимают и отгружают грузы для предприятий «Норникеля» и горожан. Таскал прицеп на «Кировце», перевозил оборудование, трубы, лес – много всего. Тоже ответственная работа, ну а езда на трале и вовсе.
– И котлы перевозили, и спецоборудование, земснаряды для «Надежды», «Лебяжки», – навскидку перечисляет некоторые из масштабных объектов Артем. – С Механического завода вывозили гидроциклоны, понтоны для ТОФ… Трал рассчитан на грузы весом до 80–100 тонн. Маршруты следования – по всему НПР, по всем рудникам. Груз обвязан обязательно, у нас с этим строго. Следить надо обязательно при погрузке тяжелой техники, чтобы она не упала с трала, мы и следим. Все меры предосторожности соблюдаем.
– Что самое сложное в работе?
– Наверное, заезжать в какой-то цех, в котором мало места. Нужно быть осторожным, чтобы ничего не зацепить.
– Есть и другие меры предосторожности при транспортировке таких предметов?
– Негабарит свыше четырех метров шириной всегда вывозится только ночью. Перевозка с 22 00 до шести утра. Машина сопровождения – обязательно.
– Хоть вы и в кабине, но периодически нужно выходить на мороз?
– Да, мы тепло одеваемся. Роба теплая, нательное белье, «Монбланы», костюмы хорошие.
– У вас работа больше интересная или сложно-экстремальная?
– Она и то, и то, 50 на 50, и интересная, и сложная.
– На чем душа и тело отдыхают после работы? Наверно, груз ответственности давит, когда такую громадину везешь?
– Не знаю. Может, привык уже.
– Водители любят свою работу, потому что на месте не сидишь?
– Да, у нас постоянно новшества какие-то, перевозки интересные. Да и много интересного можно встретить на пути. Я и после работы за рулем. Уже на своей «Ниве». Рыбалка, Дудинка, корюшка – это обязательно.
Александр Брязгунов рулит вездеходом ГАЗ-3344 – тем самым, похожим на танк, предназначенным для перевозки людей и грузов в особо тяжелых дорожных и климатических условиях.
За рулем вездехода Александр три года. До этого работал бульдозеристом, водителем УДМ – универсальной дорожной машины. В Норильск приехал из Воронежа 11 лет назад. Позвали знакомые, сказали: «Здесь можно заработать». Не обманули.
Сегодня главная задача вездеходчика – обслуживание объектов Талнахской обогатительной фабрики – наиважнейшего звена в производственной цепочке Заполярного филиала. Загрузив на борт специалистов, проверяющих, все ли в порядке на пульпопроводах и дамбах, или бригаду ремонтников, он отправляется в путь по бездорожью. Вот где экстрим так экстрим.
– Александр, если застрянете, что тогда? Помощи ждать неоткуда. Что делаете в таких случаях?
– Бревно под гусеницы кладем. Бревно наверху, всегда с собой. Вездеход на то и существует, чтобы пройти по тем маршрутам, где обычная машина не пройдет.
– Когда впервые попадаешь внутрь такого вездехода, очень донимает шум…
– У нас наушники есть. Привыкли уже.
– Обед прямо в поле?
– Приходим на работу, поели и поехали. Встанем, мужики пока работу свою делают, перекусим.
– Кто увлек машинами?
– Отец. У него «Москвич» был, «Жигули». Помогал ему ремонтировать, многому научился. Первое, что в жизни отремонтировал сам, – велосипед.
– Целый день в таком шуме, да по кочкам. После работы как отдыхаете?
– Приедешь домой, примешь душ, поужинаешь и с ребенком занимаешься, с доченькой Варенькой, ей 8 лет.
– Когда легче работать: летом или зимой?
– Зимой. Снег нравится мне больше, чем летняя распутица.
– Что самое интересное в вашей работе?
– Едешь по снегу, и думаешь: «Доедем, не доедем?». Бывает, переметы такие сильные, что и не проедешь.
Михаил Новашинский – водитель УДМ, работал и на другой технике, в том числе десять лет на тягаче, который приходит на помощь всем застрявшим и замерзшим на северных дорогах машинах.
УДМ – универсальная дорожная машина. Михаил загружает КамАЗы и МАЗы щебнем, который идет на отсыпку дамб хвостохранилищ – «Лебяжки» и того нового, что строится сейчас и будет служить для складирования хвостов ТОФ. Это вклад водителя, да и всего НПТ, в один из масштабных сегодня проектов «Норникеля» по реконструкции обогатительной фабрики, которая станет крупнейшей в мире. Если замело-засыпало снегом дороги, и самосвалам не проехать, УДМ чистят и саму трассу.
В своем деле Михаил не новичок, в сентябре отметил 25 лет своей работы на предприятиях «Норникеля». Он водитель-универсал, предпочитающий тяжелую технику.
– Я когда приехал в Норильск, меня мои друзья-земляки звали водителем работать, а я решил на трактор. На тракторе везде проедешь.
Когда устраивался, мне начальник гаража сказал: «Будешь работать на том, на чем я скажу». Надо было – на «щетке»- «Беларуси» дороги подметал, надо было – на бульдозере гусеничном.
Почему трактор? Возможно, потому, что отец Михаила работал трактористом – на материке, ездил на маленьком тракторе «Беларусь». В Норильске у Новашинского-младшего масштабы оказались другие. Работа на северных дорогах в принципе тяжелая, но главные приключения выпали на тот период, когда он больше десяти лет работал на тягаче «Кировце». Оказывал техпомощь, если сломается какая-нибудь машина. Погода-непогода, а надо вытаскивать.
– Можете привести интересный случай?
– У нас всегда был пропуск штаба «Шторм», и мы ехали на «Надежду», когда дорога для всех закрыта. Бывало такое, что ничего не видно. В одну из зим колонна автобусов встала как раз возле заправки. Нас на следующий день отправили помогать автобусы вытаскивать.
– Это фотографии тех событий облетели весь мир: автобусы, замерзшие и занесенные снегом изнутри?
– Да. Людей вывозили вахтовками, а мы автобусы вывозили. Водители воду слили, и некоторые автобусы вморозились задним мостом в асфальт. «Кировцем» не могли стянуть, выламывали практически.
– От чего зависит успех техпомощи?
– Во многом от водителя вставшей машины. Есть специалисты, которые знают, что у них сломалось и что в таких случаях предпринять. Вместе легче придумать выход. На «удээмке» работать попроще. В начале смены проверил все, выехал, и если в процессе работы, дай Бог, ничего не сломалось, не затрещало, не пробил колесо, работать можно.
– В кабинах водителей НПТ тепло?
– Каждый утепляет свою, как может. Дополнительные печки ставят, обдув стекол, стекла можно и двойные поставить, чтобы они не так запотевали.
– День автомобилиста празднуете?
– Как получится. У нас график 4-2, бывает, и на смену выпадает. Я на тягаче четыре года подряд на Новый год работал. Фото есть, как однажды мы, те, кто работали рядом, его отмечали: собрались, чайку попили и снова на вахту.
Дорогие коллеги!
Сердечно поздравляю вас с прекрасным праздником – Днем работника автомобильного транспорта!
Профессия водителя была и остается одной из самых массовых. Кадры автомобильного транспорта – эта основа его жизнедеятельности. Сегодня в Обществе трудятся люди, для которых преданность профессии и чувство ответственности за дело, без которого невозможен успех, не пустые слова. К нам постоянно приходит молодежь, что тоже придает сил и уверенности в завтрашнем дне.
Искренне желаю всем безаварийной работы, новых профессиональных успехов и достижений, крепкого здоровья и благополучия вам и вашим семьям!
Генеральный директор ООО «Норильский промышленный транспорт»
Альберт Халиков
На сегодняшний день парк техники НПТ насчитывает более 1000 единиц. Суммарный пробег транспорта составляет 30 млн. км в год, что соответствует 2 300 оборотам вокруг земного шара или 39 полетам до Луны и обратно.
Общество «Норильскпромтранспорт» было создано в июле 2007 года на базе нескольких существовавших в Норильском промрайоне предприятий. Его главная задача – оказание всех видов транспортных услуг Заполярному филиалу и предприятиям Группы компаний «Норильский никель». Это доставка к месту работы и обратно сотрудников, перевозка крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, оказание услуг строительно-дорожной техникой, выполнение погрузочно-разгрузочных работ стационарными и передвижными грузоподъёмными кранами и механизмами, производство работ по устройству защитных гидротехнических сооружений Норильской обогатительной фабрики, а также оказание экспедиционных услуг.
Машины общества оснащены GPRS-терминалами, датчиками учёта топлива, тахографами, благодаря чему стало возможно контролировать работу техники на линии и экономить топливные ресурсы. Большое внимание уделяется повышению квалификации водителей, ежегодно проводятся конкурсы профмастерства. Все сотрудники общества и члены их семей имеют право на ежегодную оплату проезда в отпуск, получение льготных путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха. В обществе есть современный, хорошо оборудованный спортивный комплекс, сотрудники участвуют во всех спортивных соревнованиях «Норникеля».