НОРИЛЬСК. «Северный город» – 5 октября педагоги всей страны будут принимать поздравления от своих учеников. В Норильске чествовать 1989 учителей будут 24 143 ученика. Именно столько школьников посещают 37 учебных заведений города, и такое количество педагогов помогают им грызть гранит науки.
Ко Дню учителя школьники готовятся заранее – разучивают стихи, песни, рисуют открытки – одним словом, креативят как могут. А что же учителя? Для них этот день остается рабочим, но все же не таким, как всегда.
Знакомьтесь, Кристина Чумак – коренная норильчанка, учитель русского языка и литературы первой гимназии. Вот уже 14 лет она учит юных норильчан грамматике, синтаксису, пунктуации, знакомит школьников с миром литературы.
«В детстве я рассаживала кукол за столом, у каждой была тетрадь, в которой писала я, и я же была педагогом. У меня был журнал, в нем я ставила отметки. Я была строгим педагогом и уже тогда поняла, кем хочу стать, когда вырасту. Литературой заразилась в педагогическом училище у прекрасного учителя Шампур Валентины Павловны. Для себя тогда решила, что хочу стать таким же педагогом, как она», – рассказала Кристина Чумак.
Уже с первых лет в профессии Кристина нашла свою нишу – творчество. Ее литературные уроки – это не просто нудные пересказы текстов произведений или стандартные записи в тетрадях, это всегда какой-то проект, творческий процесс, построенный на общении педагога и учеников.
«Мне нравится воспитывать в детях свободу: мысли, слова… Нравится их личное мнение, нравится, когда они спорят на уроках и в этом рождается истина. Дети – очень интересные люди, у них свое мировоззрение в любом классе. Особенно это касается современных детей – они очень рано взрослеют и уже в довольно юном возрасте могут и должны отстаивать свою позицию. И это прекрасно», – добавила педагог.
Кристине интереснее всего работать с пятиклашками. Они возвращают тебя в детство, заражают озорством, искренностью и непосредственностью, с ними просто великолепно творить, говорит она. Старшеклассники в свою очередь хороши в дискуссиях: с ними появляется возможность познавать уже знакомые произведения с новой стороны, перечитывать страницы классики в совершенно неожиданных для себя интерпретациях.
«Проблема сегодняшних детей – боязнь высказываться. Им кажется, что если сосед по парте считает иначе, то их мнение уже неверное. Это мешает в написании сочинений-рассуждений. Этим литература, конечно, для многих сложна. Но если системно работать над этим с пятого класса, приучать детей к выражению и отстаиванию своей точки зрения, то к девятому классу ребенок уже не будет этого стесняться», – добавила Кристина Чумак.
Писать сочинения – это задание по литературе, а вот писать интересные сочинения – это уже искусство. И ему, конечно же, учит Кристина Чумак. Для того чтобы внутренний монолог красиво лег на бумаге, существует несколько упражнений. Одно из них педагог высшей категории часто использует в своих уроках. Написание коллективного сочинения происходит таким образом: человек произносит свое предложение так, чтобы оно продолжало мысль предыдущего. В результате получается связный текст и каждый ребенок видит, что может создать что-то индивидуальное, свое.
Говоря о предстоящем празднике, Кристина Чумак вспоминает свой класс, ребят, которых она выпустила год назад. И глаза педагога при этом начинают предательски блестеть…
«Я безумно по ним скучаю. Великолепные дети. В классе было всего четыре девочки, остальные мальчишки. Они меня разбаловали – ежегодно на день рождения и День учителя столько всего придумывали: конфетти меня посыпали, школьные доски разрисовывали, кричали под моими окнами признания в любви, выстраивались в форме сердца. Перед тем как нам расстаться, сделали своими руками из дерева, гвоздей и красных ниток соорудили сердце. …Я смотрю на него, и оно согревает меня каждый день», – с трепетом в голосе рассказала педагог.
На вопрос: «Какое ваше педагогическое кредо?» Кристина ответила: «В каждом ребенке видеть тайну, которую стоит разгадать».