#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Мальта считается еще одним государством, успешно справившимся с коронавирусной пандемией. Вот уже продолжительное время здесь не фиксируется ни одного случая заражения. Люди благодарны своему правительству за помощь и поддержку. Более того, Мальту называют эталоном по борьбе с COVID-19. Об этом «Северному городу» рассказывает сотрудница одной их языковых школ островного государства россиянка Вероника Шмакова.
– На Мальте я живу уже второй год. Работаю в языковой школе, в которой до этого была студенткой.

Идея выучить английский всегда сидела в моей голове. В России я получила экономическое образование – окончила вуз по специальности «банковское дело». Когда в 2018 году приехала на Мальту, начинала учить язык практически с нуля. Спустя несколько месяцев мне предложили internship. Дословно с английского это переводится как «производственная практика» или «стажировка». Обычно ее предоставляют европейцам, но мне посчастливилось попасть в число тех, кому предложили internship, несмотря на отсутствие европейского паспорта: в высокий сезон в языковых школах на Мальте всегда есть необходимость в персонале.
Коронавирус застал меня именно здесь.
Что могу рассказать о периоде карантина? Мальта – удивительное место, с настроением вечного праздника. Здесь все как будто создано для того, чтобы радоваться жизни. Но во время карантинных ограничений атмосфера на мальтийских улицах была совсем не праздничная. Специально одетые люди мыли скамьи и поручни. Закрыты были кафе, рестораны, бары, храмы, многие магазины. В тех местах, что открыты, строгие инструкции: ближе красной линии к кассиру не подходить, больше двух внутрь не заходить. Тем не менее продуктовые магазины можно было посещать без проблем. По телевизору мы видели, к примеру, что в Италии, Франции, Испании люди стоят на улице в очереди, чтобы соблюсти социальную дистанцию. За продуктами там можно было отправиться только в близлежащий магазин, иначе – штраф. На Мальте мы могли даже гулять. Вначале разрешалось собираться на улице только втроем… В противном случае могли оштрафовать на сто евро. Потом – вшестером. Вечеринки мы все это время также проводили.

Паники из-за пандемии на острове не было никакой. Страх заболеть испытывали только пожилые мальтийцы. Как только появилась информация, что заболеваемость пошла на спад, на улицу высыпали люди. Пляжи оказались забиты, несмотря на штрафы полиции.
На мой взгляд, на Мальте ситуация была лучше, чем в других странах. У нас официально не объявляли режим самоизоляции. Хотя правительство на какое-то время и закрыло границы, объявив чрезвычайное положение и прекратив авиасообщение с другими странами.
Часть студентов, еще не закончивших курс, приняли в это время решение вернуться на родину. Насколько я знаю, наряду с другими странами Мальта также предоставляла самолеты для вывозных рейсов. Уехало много колумбийцев. Итальянцы почти все вернулись в свою страну. Испанцы, французы – многие улетели. Впрочем, кто-то был вынужден ждать, пока подойдет его очередь на вылет. У всех были разные ситуации… Для оставшихся студентов в школе организовали онлайн-занятия. Сейчас все вернулось в прежний формат – хотя и с соблюдением социальной дистанции в классах. Это не так сложно, учитывая, что учащихся по всем школам очень и очень мало. Государство с 1 июля открыто для туристов из Испании, Италии, Франции, Польши, Хорватии и Греции, а с 15-го числа Мальта сняла запреты на международные перелеты со всем миром. Тем не менее это нестандартная ситуация – когда летом на острове не увидишь толп туристов.
Я долго не рассказывала моей маме про ситуацию с коронавирусом, а потом пандемия пришла в Россию, и моя мама считает, что для меня здесь спокойнее и безопаснее. Я с ней согласна.
На сегодня в Республике Мальта зафиксировано примерно семьсот зараженных коронавирусной инфекцией. Большинство заболевших переносят недуг исключительно в легкой форме. И примерно столько же вылечились. Не доверять официальной статистике нет смысла, так как государство очень маленькое, да и местные власти всегда на стороне людей. Что-либо скрывать от общественности здесь не принято.

Крупные торговые центры у нас не работали примерно месяц. Сейчас почти все вернулось в привычное русло, за исключением того, что покупатели по-прежнему должны быть в масках и одежду перед покупкой примерить нельзя. Устройства с антисептическими гелями расположены повсеместно, так же как и объявления, призывающие помыть руки. А вот тепловизоры перед входом в магазины практически перестали использовать. С другой стороны, в общественном транспорте по-прежнему действует масочный режим.
Государственные учебные заведения пока закрыты. Так же как и частные детские школы. Взрослые – начали свою работу, но такого количества студентов, как обычно, сейчас нет. Поэтому мы работаем сокращенное количество часов. И зарплату я получаю не от организации, а от правительства, так как сфера туризма считается на сегодня наиболее пострадавшей отраслью экономики. Пока известно, что так будет продолжаться до сентября. Все понимают, что, даже если другие страны объявят границы открытыми, большого притока людей на остров в этом году не будет. Ситуация у языковых школ непростая. Доходы упали.
Пособие правительство жителям выплачивает небольшое – 720 евро. Но – что важно! – эти деньги получили все. В том числе и я, российская гражданка с рабочей визой, которая действительна до октября. Меня никто не пытается ущемить в правах. Более того, сейчас мы ждем ваучеры на сумму 100 евро, которые сначала обещали выдать только мальтийцам, а потом расширили список получателей, отчисляющих налоги в госказну. Ваучеры эти можно потратить в кафе, ресторане… Я знаю, что многим также возвращали налоги, уплаченные за прошлые периоды. Государство старается максимально поддерживать жителей в этот сложный период.