Проверять воздух в Норильске в весенне-летний период требуется тщательнее. Роза ветров меняется, на смену южному ветру чаще обычного приходит северный и северо-западный. Под их натиском выбросы с Медного и Надеждинского металлургического заводов попадают в город. Однако за этим процессом в компании «Норникель» тщательно следят.
Производственные выбросы Заполярный филиал контролирует в соответствии с федеральным законодательством по охране природы и санитарного законодательства. Темы экологии в компании всегда стоят на первом месте. Так, в 2016 году был закрыт Никелевый завод, теперь загрязнение воздуха Норильска с южной стороны полностью прекратилось.
Однако климатические особенности нашего города таковы, что весной и летом у нас меняется роза ветров. Если в холодное время года он дует по большей части с юга, то с наступлением тепла ветер приходит чаще с севера и северо-запада. Вместе с собой он приносит в город газ – диоксид серы, который выбрасывают в атмосферу Медный и Надеждинский металлургический заводы.
Чтобы предупредить загазованность города, Заполярный филиал заключил договор с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды «Росгидромет». Их специалисты регулярно дают прогнозы о возможном наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ – здесь учитывается температура, скорость ветра, давление, которые способствуют накоплению загрязняющих веществ). Первое оповещение приходит за 36 часов до наступления НМУ, уточняющее оповещение – за 12 часов.
«Сами мероприятия по уменьшению выбросов вводятся заводами по результатам наблюдений центра радиационно-экологического контроля. Речь о передвижных лабораториях контрольно-аналитического управления, – говорит начальник отдела по охране окружающей среды Медного завода Радик Садыков. – Лаборатории осуществляют мониторинг в контрольных точках в черте жилой застройки.
Контрольные точки по-другому называются подфакельными постами, сами факелы – это дымовые газы, которые идут из труб заводов. Начиная с 2018 года в весенне-летний период (с 1 мая по 31 августа) ЗФ проводит расширенные мероприятия по предотвращению загазованности города. Дополнительно для принятия решений о вводе мероприятий по регулированию выбросов в Центральном районе вводятся две точки подфакельных постов – за пределами жилой застройки с целью более оперативного принятия решения о вводе мероприятий.
«Диоксид серы в воздухе скапливается из-за тепловой инверсии – верхний слой атмосферы прогревается солнцем, а нижний остается холодным и не дает проникнуть теплому воздуху, – рассказывает лаборант химанализа участка контроля атмосферы ЦРЭК КАУ ЗФ «Норникеля» Марина Шурко. – И когда факел идет на город, а там штиль, воздух насыщается газом на уровне двух-трех метров от земли».
Передвижные лаборатории работают круглосуточно. Анализ воздуха на точке подфакельного поста занимает около 20 минут. За смену специалисты могут проверить 18–20 точек. О повышенной концентрации диоксида серы в воздухе сразу сообщается в диспетчерские Медного и Надеждинского заводов. По выявленным показателям вводится определенный режим.
Есть три режима регулирования выбросов – первый, второй и третий. Каждый режим вводится при определенной концентрации диоксида серы. Во время расширенных мероприятий весной и летом минимальный порог для ввода мероприятий снижается (ужесточается).
Предельно допустимая концентрация вещества, это та концентрация, при которой не происходит вредного воздействия на здоровье человека. Чтобы ввести какой-либо из режимов регулирования выбросов, достаточно, чтобы концентрация диоксида серы была превышена хотя бы в одной контрольной точке.
«О введении любого режима я сообщаю руководству завода, вот только при первом режиме какие-либо действия я принимаю сам. О введении второго и третьего режимов уже сообщаю главному инженеру завода и всему руководству, и уже они принимают решение», – говорит старший диспетчер Медного завода Ярослав Логинов.
Введение первого режима занимает 5–10 минут, здесь снижается подача кислородно-воздушного сырья и загрузка печи. Второй режим уже требует 15–20 минут. Третий связан с остановкой печи. Например, остановка печи без выпуска расплава осуществляется в течение двух-трех часов, на это время прекращается загрузка, на поверхность ванны укладывают уголь, чтобы не снизить температуру расплава. В таком режиме печь может простоять до восьми часов. Далее придется все равно поднимать режим и поддерживать пирометаллургический процесс, чтобы расплав не остыл – это уже особая ситуация, которая неблагоприятно скажется на всем производстве.
«Плавильный агрегат – это не автомобиль, который заглушил, и выхлоп прекратился. Здесь есть определенный порядок действий для остановки. В условиях НМУ загрязнение воздуха возможно, но оно имеет временный характер, от часа до двух, потом после принятия необходимых мер состояние атмосферы улучшится», – говорит заместитель директора ЗФ «Норникеля», главный инженер Алексей Девочкин.
Стоит отметить, снижение выработки плавильных печей в весенне-летнее время не влияет на общие производственные показатели. К периоду неблагоприятных погодных условий Заполярный филиал всегда готовится заранее.
«При планировании все это учитывается. Так, на Медном заводе для подстраховки за зиму накапливают аноды. Кроме этого, на предприятиях во время остановок печей производят различные текущие ремонты, чтобы дальнейшее производство было безаварийным», – отмечает Алексей Девочкин.