Экспедиция «Трансполярная магистраль» Русского географического общества работает второй сезон. Ученые изучают состояние грунтов на маршруте Коротчаево – Игарка – Норильск, чтобы определить целесообразность строительства по этому маршруту железнодорожной ветки.
Идея строительства Трансполярной магистрали появилась еще в 1928 году, строительство было начало силами заключенных под руководством Главного управления лагерного железнодорожного строительство СССР. Ветку Коротчаево – Игарка – Норильск через реки Пур, Таз, Турухан и Енисей (т.н. 503-я стройка) начали строить в 1949 году. Однако после смерти Сталина стройка была прекращена и заброшена. К плану строительства единой магистрали, которая свяжет западную и восточную части российского Заполярья, вернулись лишь несколько лет назад.
В настоящий момент ученые изучают состояние грунтов на маршруте Коротчаево – Игарка – Норильск, чтобы определить целесообразность строительства по этому маршруту железнодорожной ветки. Второй полевой сезон работает экспедиция «Трансполярная магистраль» Русского географического общества. За это время были установлены посты геотермического мониторинга в Ямало-Ненецком автономном округе и на территории Красноярского края.
«Для полноценного изучения возможности и особенностей строительства на этой территории железнодорожной линии специалисты РГО установили посты геотермического мониторинга (ПГТМ) в самых разных ее районах, порой чрезвычайно труднодоступных», – говорится в пресс-релизе РГО со ссылкой на руководителя департамента экспедиционной деятельности исполнительной дирекции РГО Сергея Чечулина.
Участникам экспедиции пришлось преодолеть 3,8 тысячи км по снегам, горам, через замерзшие реки между Снежногорском (Мурманская область) и Норильском. Были сняты показания с установленных ранее 19 ПГТМ. Кроме того, установлены два новых ПГТМ, один из них в самой южной точке маршрута – пос. Красноселькуп (ЯНАО), второй в самой северной точке – в Дудинке.
«Район проведения экспедиции можно представить себе как огромный треугольник с вершинами в Уренгое, Туруханске и Норильске. Длина самой короткой, южной, стороны этого треугольника составляет не менее 500 км. Примерно посередине этого треугольника проходит Полярный круг, но вот дорог внутри него практически нет, только зимники, в холодное время года соединяющие между собой месторождения нефти и газа», – цитирует Чечулина пресс-служба РГО.