Еще 3–4 года назад слова «демаркация» и «визуализация» казались диковинными. Не на всех предприятиях можно было увидеть запоминающиеся знаки и таблички и столько ярких разметок. Они преобразили пространство даже эстетически, хотя главная задача у них другая – повышение уровня безопасности производственных процессов и выполняемых работ. Визуализация рабочего пространства и демаркация опасных зон удобна для зрительного наблюдения и анализа.
Желто-черные косые полоски – это возможная опасность, красный цвет – непосредственная опасность, зеленым обозначены эвакуационные маршруты, синий цвет напоминает, какие средства индивидуальной защиты необходимо применять в тех или иных производственных помещениях в зависимости от факторов производственной среды и вида выполняемых работ.
Демаркацию и визуализацию работниками производственных подразделений проводят в соответствии с положениями стандарта организации. Он разработан на основании требований законодательства РФ в области охраны труда и промышленной безопасности работниками головного офиса. Документ утвердил президент компании Владимир Потанин.
Кроме знаков и разметки, сделанных масляными красками, в Заполярном филиале на Медном заводе прошли эксперименты по демаркации опасных мест светодиодными лентами, на многих предприятиях используются демпферы – желто-черные мягкие конструкции на углах, предохраняющие от получения травм.
«С момента внедрения стандарта прошло более пяти лет, и конкурс был призван побудить руководителей производственных подразделений форсировать работу по демаркации и визуализации. Немаловажная роль сегодня отводится мотивации работников и подразделений в целом путем материальных поощрений», – поясняет начальник отдела обеспечения условий труда департамента охраны труда и промышленной безопасности Заполярного филиала Вадим Ружицкий.
Победители смотра-конкурса в трех номинациях (АБК, прилегающая территория и участок) получают премии в размере 250 тысяч, 150 тысяч и 100 тысяч рублей. Конкурс проводится дважды: в День металлурга и перед новогодними праздниками, начиная со второго полугодия 2018 года. Соответственно, общая сумма годового вознаграждения составляет 1 млн рублей.
Участники смотра-конкурса – 14 производственных подразделений, как основных, так и вспомогательных. В рядах победителей уже побывали ЦАТК, НМЗ, рудник «Скалистый», Медный завод, рудник «Октябрьский», НМЗ. Лучшими во втором полугодии 2019 года стали Предприятие технологического бурения (АБК), рудник «Комсомольский» (прилегающая к АБК территория) и Предприятие технологического железнодорожного транспорта (участок восстановительного поезда, расположенный в здании секций реостатных испытаний).
Участок-победитель находится в Старом городе. Восстановительный поезд, или мощный железнодорожный кран, – это Скорая помощь в ликвидации инцидентов на железной дороге. Его вес – 177 тонн, грузоподъемность – 150 тонн. Во время испытаний на заводе-изготовителе в Кирове он поднял даже 187 тонн, а на дальнем вылете стрелы (на 25 метров) – 27 тонн. Это больше заявленных производителем 15 тонн. Такие цифры называет начальник участка Юрий Куницкий.
Восстановительный поезд – единственный в НПР. Служит для ликвидации сходов подвижного состава. Зимой, после долгих метелей, когда нужно дернуть состав из запрессовки снега, он особо актуален.
Железная дорога работает круглосуточно, и восстановительный поезд тоже. На участке вместе с начальником и мастером трудятся 22 человека. Работают в четыре смены. В любой момент может позвонить диспетчер и скомандовать: «На выезд!»
Кран-поезд – сооружение громоздкое, движется по рельсам и требует особого догляда. Поэтому уже на воротах гаража всех входящих встречает несколько знаков, напоминающих про необходимость надеть нужные СИЗы. Указаны высота ворот и высота поезда. Внутри желто-черным обозначены габариты крана, углы, конец стрелы. То место, где над головами висит тяжелая крюковая подвеска, огорожено стойками с красно-белыми цепями.
Лестница, ведущая на вентиляционную площадку, окрашена в желтый цвет, края ступенек – в черно-желтых полосках. Система отопления заключена в желтую решетку, вывешен знак, означающий «термический ожог». Зеленые стрелки на трубах отопления показывают направление движения воды.
Надпись на желтом поле электрощитка объясняет, какие опасности подстерегают того, кто по долгу «службы» обязан выполнять работы в условиях потенциального поражения электрическим током. А также тех, кто вздумал бы полезть в щиток без специальных допусков. Все сделано по стандартам визуализации и демаркации, поясняет Юрий Куницкий. А премию за повышение культуры производства раздали в прошлом году самым активным «художникам».